Бас-богатырь

11.11.2018

«Владимир Маторин – настоящее явление в музыкальном театре. Это выдающийся бас и выдающийся артист, обладатель редчайшего голоса. Это один из великих русских басов, можно сказать, «последний из могикан». Его всегда отличала мощь и красота звука, потрясающее владение голосом, совершенная техника, а кроме того – глубина проникновения в образ, тонкость интерпретации».
Маквала Касрашвили


В музыкальном театре Владимир Маторин — более сорока лет, из них свыше четверти века поет на сцене Большого. Официально в театр он пришел в 1991 г., но начал выступать гораздо раньше. В 1984-м по приглашению Евгения Светланова он участвовал в премьерных представлениях «Сказания о невидимом граде Китеже» (Князь Юрий), неоднократно пел в других спектаклях текущего репертуара (его приглашали на партии – Короля Рене в опере «Иоланта» и Дона Базилио в «Севильском цирюльнике»). Однако путь в солисты Большого даже для него оказался непростым: теперь артист с улыбкой вспоминает, что приняли его после шестого прослушивания! Уже сложившимся, самобытным артистом (после семнадцати лет работы в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко), признанным — в год 150-летия со дня рождения М.П. Мусоргского (1989-й) — лучшим исполнителем партии царя Бориса.

В статусе солиста Большого Владимир Маторин сразу стал исполнять ведущие партии в спектаклях «Евгений Онегин» (Гремин), «Иоланта» (Король Рене), а вскоре и заглавные партии в операх «Иване Сусанин» и «Борис Годунов». Всего же за годы своего служения в Большом он спел более шестидесяти пяти партий! («Одна из редких особенностей Маторина — он не сторонится никаких ролей, потому что способен на многое! …Владимир Маторин усвоил истину ТЕАТРА: нельзя «спеть» партию. Надо играть роль. …Маторин, творя на этой сцене, совершает главное для искусства оперы — создает свой, присущий только ему сценический образ», — Георгий Ансимов).

«Маторин — оригинальный художник, владеющий неисчерпаемой палитрой интонаций и выразительных средств. То работает размашистой кистью, жирно, смело, в яркой, порой броской манере. То детально прорабатывает образ — всегда точный, выразительный и …подкупающе-естественный. Его пребывание в роли не просто правдиво, оно настолько убедительно, что «предложить какое-либо другое прочтение характера просто невозможно» («Вечерняя Москва», 03.02.1998). Однако сам артист уверен: «эти партии неисчерпаемы». И от спектакля к спектаклю его оперные герои — как живые люди — меняются, каждый раз исполненные по-иному, дополненные новыми нюансами и вокальными красками.

Талант перевоплощения позволяет Владимиру Маторину быть равно убедительным в разных амплуа. Он блестяще вживается в образы комических героев, обнаруживая при этом недюжинное чувство юмора с самыми разными оттенками – от «безобидных» до сатирических. Уморительны (хотя и совершенно по-разному) его Варлаам («Борис Годунов)» и Король Треф («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), а вот Царь Додон («Золотой петушок», постановка 2011 г.) уже заставляет немного «поежиться».

Выход Владимира Маторина на сцену — всегда событие. Он «ведет» спектакль, притягивает внимание своей могучей фигурой, движением, завораживает и голосом, и актерской игрой, буквально заставляя все действие вращаться вокруг себя.

Признание на мировой сцене ему принесла в первую очередь партия Царя Бориса, в которой он выступал в Большом театре Женевы, хьюстонской Гранд Опера и Лирической опере в Чикаго (США), в Праге, Триесте, Лионе, театрах Окленда и Веллингтона (Новая Зеландия). Критика, покоренная мощным звучанием голоса, уподобляла его то колоколу, то полированному граниту, а самого певца называла чудо-богатырем из русской сказки. «Он настоящая звезда оперного театра. Его голос, артистизм и сила сценического присутствия ставят его в один ряд с Шаляпиным» («Дейли телеграф»/ «Daily Telegraph», 09.08.1999).

Большой успех ожидал певца и еще в двух партиях в опере «Борис Годунов» — Пимена (Метрополитен-опера, Парижская национальная опера) и Варлаама (Королевская опера Ковент-Гарден, постановка Андрея Тарковского; Королевский театр/ Teatro Real в Мадриде, Баварская государственная опера и др.), а также в острохарактерных ролях (то, что это его конек, отметили и за границей) — Царя Додона, Короля Треф, рыботорговца Мендозы («Обручение в монастыре» Прокофьева). «Столь же великий комедиант в «Золотом петушке», как и великий царь в «Борисе Годунове», — писал в 1999 г. рецензент газеты «Таймс», излагая свои впечатления от выступления певца в спектакле Королевской оперы в Лондоне.

Владимир Маторин разносторонне проявил себя и в концертной деятельности, в чем его преданные поклонники вновь убедятся на юбилейном концерте.

Много сил наш бас-богатырь отдает благотворительности. В 2006 г. им был основан Фонд возрождения культуры и традиций малых городов Руси. Под эгидой этого фонда проходят различные фестивали и концерты, неизменным участником которых он является (Бахрушинский фестиваль в Зарайске, фестиваль «Жемчужины России», общероссийский фестиваль православной культуры и традиций малых городов и сельских поселений «София»).

Столь же широко и с размахом, под стать юбиляру, проходят торжества в честь 70-летия Владимира Маторина (он родился 2 мая). В мае в Концертном зале им. П.И. Чайковского состоялся его первый юбилейный концерт. Выставка «Владимир Маторин. Богатырь русской музыки» была организована летом Театральным музеем им. А.А. Бахрушина. Экспозиция, посвященная Владимиру Маторину, будет развернута и в Хоровом фойе Большого театра.

«Маторин поражает честностью в профессии. Именно поэтому встреча с ним очень важна и для тех, кто приходит на его спектакли, и для тех, кто слушает в его исполнении романсы, песни, духовную музыку. Удивительно одухотворенный и мужественный человек, в своем творчестве он пытается осознать суть и смысл человеческого существования, отразить жизнь человеческого духа.
Владимир Маторин великолепно владеет голосом, который действительно дан ему от Бога, и дан не просто так... Он прекрасно понимает существо музыкального театра. Поэтому на его спектаклях зритель видит, в первую очередь, не артиста Маторина, а героя оперы, органично существующего в своей жизни, в своем художественном пространстве – это настоящая «жизнь в искусстве», и Владимир Маторин отдает сцене частичку своей души, своей жизни, поэтому он становится настолько близок зрителю, поэтому ему хочется верить».
Борис Покровский