Это «сладкое» слово — свобода22.04.2008
Роковая красавица, принесшая своему создателю столько огорчений (как известно и как ни странно, на премьере «Кармен» ждал сокрушительный провал), после смерти Жоржа Бизе покорила все оперные театры мира. Вряд ли можно найти театр, который не поддался бы ее очарованию. И Большой — не исключение. Георгий Ансимов, режиссер предыдущей постановки Большого театра и поклонник редакции с речитативами, написанными Эрнестом Гиро, подчеркивал возвышенный, романтический характер своего спектакля: «Внезапно прекращать звучание музыки ради включения разговора, да еще на бытовые темы, противопоказано». Ну а сейчас театр, напротив, пытается вернуться к первоначальной концепции «Кармен», избавить ее от котурнов «большой оперы» и вернуть ей легкость оперы комической (именно таково жанровое определение оперы с разговорными диалогами и, в частности, «Кармен» — в ее изначальном виде). Покорить гордую «Кармен» призваны главный приглашенный дирижер Большого Юрий Темирканов и знаменитый ниспровергатель традиций, английский режиссер Дэвид Паунтни. Свобода есть главная ценность человеческой жизни — вот центральная идея спектакля. Но режиссер подчеркивает двойственность этой идеи: являясь высшей ценностью, свобода, тем не менее, не только противоречит общественному устройству, но и порождает одну из главных химер нашего времени — идею свободы «коммерческой», декларируемой с рекламных плакатов, — свободы, которую можно купить. Эта антитеза подчеркнута и в художественном оформлении спектакля. Художник-постановщик Роберт Иннес-Хопкинс создал давящее своей замкнутостью пространство, из которого невозможно вырваться. Даже в двух последних актах действие продолжает разворачиваться на табачной фабрике — изображение горного пейзажа возникает не на заднике, а только на коробках из-под сигарет. Спектакль строится на противопоставлениях: свобода и душное замкнутое пространство, глянец рекламных плакатов и жестокость реальности. Здесь бал правит иллюзия, создаваемая и культивируемая персонажами оперы, словно разыгрывающими жизнь понарошку«, — иллюзия свободы, иллюзия любви, порождениями которых на самом деле становятся насилие и жестокость. При всем при том нынешняя «Кармен» действительно сохраняет черты, присущие комической опере: спектакль выходит стремительным, динамичным, легким для восприятия. Режиссер предпочитает создавать не интеллектуальный, а «коммуникационный» театр, преподнося свои идеи в яркой, блестящей «упаковке». Зрителей на премьере встретит пестрая, яркая, многоликая толпа (художник по костюмам Мари-Жанн Лекка), вовлеченная в остроумное и живое действие, устраивающая парадные шествия и с упоением исполняющая цыганские танцы (хореограф Беата Фоллак). Заглавную партию, в которой на сцене Большого театра блистали Елизавета Азерская, Надежда Обухова, Вера Давыдова, Мария Максакова, Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская, в премьерной серии спектаклей исполнят солистка Венской государственной оперы Надя Крастева (Кармен, несомненно, относится к ее коронным ролям) и солистка Большого театра Ирина Долженко. В партии Хозе выступят известный американский тенор Жерар Пауэрс и Всеволод Гривнов (приглашенный солист Большого театра). Бесстрашными тореадорами станут Александр Виноградов (приглашенный солист Большого театра) и Вадим Лынковский, а нежными и преданными Микаэлами — Елена Вознесенская (приглашенная солистка Большого театра), Лолитта Семенина и Екатерина Щербаченко. За дирижерский пульт встанет также дирижер Большого театра Павел Сорокин. Распечатать ![]()
|