Новый «Китеж» увидят и в Москве, и в Кальяри

24.04.2008

Оперный сезон в городе Кальяри, что на острове Сардиния, откроет премьера «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Н. Римского-Корсакова в совместной постановке Большого театра и Оперного театра Кальяри. И не просто оперный сезон — Восьмой фестиваль Святого Эфизио (представительный музыкальный фестиваль, проводимый Оперным театром в дни, когда едва ли не вся Сардиния чествует старинного покровителя своей столицы).

Над спектаклем работают режиссер Эймунтас Някрошюс, художник-постановщик Мариус Някрошюс и художник по костюмам Надежда Гультяева, уже осуществившие в Большом театре постановки опер «Макбет» Дж. Верди и «Дети Розенталя» Л. Десятникова. Музыкальный руководитель — Александр Ведерников.

Театр в Кальяри входит в обойму основных музыкальных театров Италии, с ним сотрудничали выдающиеся дирижеры — Риккардо Мути, Зубин Мета, Владимир Ашкенази, Лорин Маазель, Мстислав Ростропович, Геннадий Рождественский и выдающиеся режиссеры, например, Лука Ронкони, Пьер Луиджи Пицци или Грэм Вик.

У театра есть относительно недавняя — ей всего десять лет, но уже укоренившаяся традиция открывать сезон оперой, никогда раньше в Кальяри не исполнявшейся. Благодаря ей меломаны Кальяри услышали оперы «Черевички» и «Опричник» П. Чайковского, «Феи» Р. Вагнера, «Далибор» Б. Сметаны, «Елена Египетская» Р. Штрауса, «Птицы» В. Браунфельса. Наконец, внимание итальянцев привлекла великая опера Римского-Корсакова, и планы Большого и Оперного театра Кальяри удивительным образом совпали.

Александра Ведерникова, впрочем, выбор итальянского театра нисколько не удивляет:
«Это одна из немногих эпических опер русского репертуара. А эпическая опера включает в себя не просто отдельно взятую драматическую коллизию, она поднимает вопросы, которые имеют значение не только для представителей одной нации, но и для всего человечества. В этом состоит ее сила и актуальность.

Здесь затрагиваются две основные проблемы: проблема отношений человека и природы и проблема нравственного выбора, и обе они актуальны сегодня как в нашей стране, так и за ее пределами. Поскольку мы живем в эпоху больших экологических потрясений, в эпоху нравственного релятивизма и подмены каких-то фундаментальных понятий интересами политической целесообразности, сейчас, как никогда, необходимо прислушаться к авторам оперы „Сказание о граде Китеже“.

Мне очень близок творческий метод Эймунтаса Някрошюса. Някрошюс великолепно владеет искусством обобщения: то, что в его спектаклях происходит на сцене, не носит бытового характера, наделяется значением символа, что, с моей точки зрения, гораздо интереснее».

Оденут персонажей оперы и создадут окружающий их сценический мир итальянские мастерские. Но при создании декораций учитываются особенности сцены Большого театра, куда постановка переедет в начале следующего московского театрального сезона. Так что технические специалисты из русских мастерских тоже приняли участие в этом проекте.

Зазвучит исчезнувший Китеж благодаря оркестру и хору Оперного театра Кальяри (хормейстер Фульвио Фольяцца) и интернациональному составу певцов (наряду с солистами Большого театра в постановке участвуют итальянские артисты).
Но в главных партиях выступят «наши» — Михаил Казаков, Игорь Матюхин (Князь Юрий Всеволодович), Роман Муравицкий, Виталий Панфилов (Княжич Всеволод Юрьевич), Татьяна Моногарова, Татьяна Смирнова (Феврония), Михаил Губский, Виталий Таращенко (Гришка Кутерьма), Валерий Гильманов (Бедяй), Александр Науменко (Бурундай), Елена Манистина (Алконост).

С солистами работает концертмейстер Большого театра Маргарита Петросян, выступающая также и в качестве педагога по русскому языку для зарубежных певцов. Звон колоколов города Китежа обеспечат записи настоящего колокольного звона — в спектакле будет использована та же технология работы над записями, что была опробована на недавней постановке «Бориса Годунова».

Александр Ведерников: «Китеж» очень сложен для исполнения, для представления публике, поскольку — что типично для произведений эпического склада — не насыщен сюжетными ходами. Тут на первый план скорее выходят не действия, а состояния. Эта опера носит почти литургический, мистериальный характер, недаром ее сравнивали с «Парсифалем» Вагнера. Отдельная трудность в том, что в наш век все куда-то спешат, и нельзя делать больше одного антракта, а эта опера предполагает достаточно неторопливое переживание. При этом в ней практически невозможно сделать сокращения: так устроена музыкальная ткань, все логично и закономерно. Но мы надеемся, что спектакль получится интересным и привлечет внимание публики и здесь, и там ко всем важным проблемам, которые поднимает эта опера".

Премьерные спектакли в Италии пройдут 24, 26, 27, 29, 30 апреля, 2 и 4 мая, московская премьера состоится 10 октября с. г.