Сольная карьера в оркестре

06.02.2008

Хороший оркестр славен не только высоким уровнем игры коллектива в целом, но и творческими достижениями отдельных музыкантов, составляющих этот коллектив. Примеров можно привести множество, как из российской, так и из мировой практики. Творческие инициативы артистов оркестра, безусловно, нужно поощрять — предоставляя им возможность как давать сольные концерты, так и выступать в качестве солистов с родным коллективом.

Оркестр Большого театра никогда не испытывал недостатка в музыкантах, способных «развиваться» и первым, и вторым путем. Пытаться перечислить всех — исключительно неблагодарное занятие. Однако можно вспомнить, что оркестровая карьера всемирно известного виолончелиста Григория Пятигорского началась именно в Большом театре. Его коллега, другой великий виолончелист, Святослав Кнушевицкий, проработал в Большом театре более десяти лет. Значительных достижений в области сольного исполнительства достигли также виолончелисты Федор Лузанов, Юрий Лоевский и Дмитрий Миллер.

Говоря о концертмейстерах-скрипачах, нельзя не вспомнить Исаака Жука или Леона Закса. Среди альтистов также можно найти выдающихся музыкантов, уделявших значительное внимание сольной игре — достаточно упомянуть Александра Шейдина или Игоря Богуславского.

Но если струнные инструменты относятся все же к разряду «сольных», то духовые традиционно принято называть «оркестровыми». Тем не менее, в оркестре Большого театра в разные годы работали духовики, которые регулярно выступали в качестве солистов. Это и легендарный трубач Тимофей Докшицер, валторнисты Борис Афанасьев, Игорь Лифановский и многие, многие другие замечательные музыканты.

Вместе с тем в Большом театре существовала устойчивая традиция выступлений солистов оркестра со своим коллективом. Тем более значительным представляется тот факт, что на Новой сцене Большого театра уже во второй раз пройдет концерт нового поколения солистов оркестра Большого театра в сопровождении самого этого оркестра.

За дирижерский пульт встанет музыкальный руководитель и главный дирижер Большого, Александр Ведерников. Это лишний раз подчеркивает важность такого события и внимание, которое художественное руководство театра уделяет поиску новых возможностей для творческого роста своих музыкантов.

Борис Лифановский