7-9 января 2008 г. в миланском театре Ла Скала выступили оркестр и хор Большого театра под управлением Александра Ведерникова. Большой и Скала связывают длительные тесные отношения, однако гастроли именно оркестра Большого в Милане, безусловно, относятся к событиям исключительным. А если учесть, что прямо накануне миланских концертов — 5 января — оркестр под управлением своего главного дирижера выступил еще и в Санкт-Петербурге, в Большом зале филармонии, где и вовсе не появлялся в течение последних нескольких десятков лет, то можно смело утверждать, что прошедшая «двухэтапная» поездка — значительная веха в истории коллектива.
Выступление в Санкт-Петербурге проходило в довольно непростых условиях: утром 5 января оркестр Большого театра вылетел из Москвы, днем провел полномасштабную репетицию в Санкт-Петербургской филармонии, а вечером того же дня выступил с концертом. Для многих симфонических коллективов такое расписание не кажется незаурядным, однако для театрального оркестра его нельзя назвать привычным. Тем приятнее было наблюдать доброжелательную реакцию петербургских слушателей на каждое исполненное произведение.
Концерт в Петербурге продемонстрировал, что оркестр Большого театра обладает большим техническим и эмоциональным запасом: сжатое расписание визита в Санкт-Петербург никак не сказалось на качестве его игры, доказательством чему и явилась реакция зала. Ну а коллектив подготовил для петербуржцев «специальный» бис: «Гимн великому городу» из балета Р. Глиэра «Медный всадник». В последнее время эту музыку можно чаще услышать на железнодорожном вокзале, чем с концертной эстрады, поэтому исполнение Гимна на мгновение создало почти видимый мост между двумя столицами и сделало прощание коллектива и слушателей еще более теплым.
Подавляющее большинство держателей симфонического абонемента Ла Скала (равно как и петербургские слушатели) не знакомы с оркестром Большого театра как с симфоническим коллективом. Но если в Санкт-Петербурге коллектив выступал по приглашению Юрия Темирканова, что само по себе уже было отличной рекомендацией, то приглашение в Милан являлось в каком-то смысле авансом, тем более что там оркестр должен был выступить в одном абонементе с известными европейскими коллективами. В качестве примера можно привести хотя бы оркестр Гевандхауз под управлением Риккардо Шайи. Это, безусловно, говорит о серьезном доверии к Большому театру. Но когда ожидания устроителей концертов находятся на таком высоком уровне, это накладывает значительную ответственность.
Судя по реакции публики, игра оркестра Большого театра в Милане превзошла все ожидания. На всех трех концертах зал был переполнен — невозможно было найти ни одного свободного места. Все три раза публика принимала оркестр с восторгом. По окончании первого отделения — «Франческа да Римини» П. Чайковского и «Распсодия на тему Паганини» С. Рахманинова (солист — Николай Луганский) и в конце концерта — кантата «Александр Невский» С. Прокофьева аплодисменты не смолкали минут двадцать. Непростой бис, выбранный Александром Ведерниковым, — эпиграф к опере С. Прокофьева «Война и мир») не только не утомлял слушателей, но, напротив, вызывал дополнительный взрыв аплодисментов.
Несмотря на то, что программа была одна и та же, по эмоциональному настрою все три концерта, как это нередко бывает, оказались разными. «Буря и натиск» первого выступления, призванные одним махом покорить итальянскую оперную столицу, сменились более спокойной, даже мерной, игрой на третьем концерте. Возможно, наиболее сбалансированным в творческом отношении можно назвать третий концерт. Однако, повторю, реакция публики на три «разных» оркестра Большого театра была неизменно бурной и горячей.
Триумф — без преувеличения! — оркестра Большого театра разделил и солист — Николай Луганский. В мае 2008 г. Николай Луганский с оркестром Большого театра исполнит в двух концертах все произведения Рахманинова для фортепиано с оркестром. Публика Санкт-Петербурга и Милана услышала только одно сочинение из этой программы — «Рапсодию на тему Паганини» и была совершенно покорена исполнением: маэстро Луганского несколько раз вызывали на сцену — и он был буквально вынужден бисировать.
И, конечно, свою немалую лепту в успех гастролей внесли хор Большого театра под руководством Валерия Борисова и солистка оперной труппы, меццо-сопрано Елена Манистина. Буквально гипнотизирующие красота и мощь звучания хора в «Александре Невском» сменялись строгой печальной красотой в голосе Манистиной.
На мой взгляд, каждые следующие гастроли демонстрируют все более уверенную игру оркестра в европейских залах, которые акустически серьезно отличаются от российских концертных залов и залов театральных. Налицо и все более бурная реакция европейской слушательской аудитории на выступления коллектива под управлением маэстро Ведерникова. Хотя предел еще явно не достигнут.