«Фигаро» о гастролях Большого балета

14.01.2008

Триумф теней
Ратманский-Петипа-Пети, вторая программа Большого

Вновь труппа Большого встречает у публики прием, полный энтузиазма. И если хореограф Алексей Ратманский с «Игрой в карты» И. Стравинского не оставляет неизгладимых впечатлений, то этого не скажешь об отрывке (третий акт) из «Баядерки» Петипа, восстановленном по образцу оригинала 1877 г. Это настоящее чудо. Третий акт (или картина «Тени») позволяет кордебалету и солистам Большого отличиться в том жанре, что носит название романтического балета.

Светлана Захарова демонстрирует здесь образец стиля. С ней танец превращается в мечту... Бесплотная, почти нереальная, она — недоступная звезда, вслед за которой устремляется в свой полет Денис Матвиенко, танцовщик легкий и подвижный, как пушинка. И жете по кругу, и двойные туры исполняются им с железной уверенностью. Наши поздравления Ратманскому, талантливому директору балета Большого, за то, что пригласил выступать с труппой такого артиста. С Захаровой — она элегическая, он солнечный — они составляют великолепный дуэт.

Столь же замечательна пара, выбранная Роланом Пети для «Пиковой дамы». Изначально этот балет был поставлен для Михаила Барышникова, русской звезды первой величины, «товарища по оружию» Нуреева, также совершившего побег на Запад. Николай Цискаридзе не боится сравнения. Меланхоличный красавец, он импонирует своей чувственностью и элегантностью. Его текучий танец имеет высокий класс. Он изыскан, и он именно игрок, одержимый тайной, которую ему надо «вырвать» во что бы то ни стало. Но его очередной приход вызовет смерть у той, которая ею владеет, — у старухи графини. Она станет тенью, тем его проклятьем, что спровоцирует его смерть. Ролан Пети создает балет, который строится вокруг встречи молодого человека и этой женщины, которая предопределяет его судьбу. Их дуэт оборачивается противостоянием. Роллан Пети по-своему рассматривает эту повесть Пушкина, трансформируя ее в совершенно фантастическую дуэль, в которой Илзе Лиепа, тонкая, с удлиненными линиями, сильная и женственная одновременно, словно смеется над всеми вывертами, изломами, предписанными ее телу, примирившемуся со всеми требованиями хореографа. Она — исключительная представительница современного танца в труппе, благодаря чему обнаруживается, что в рядах Большого есть, кому проявить себя во всех стилях балетного репертуара.

Марион Тэбо
«Фигаро», 14.1.2008

Перевод Натальи Шадриной