Блестящий академизм
«Корсар» Мариуса Петипа и Алексея Ратманского
Этот Корсар — в интерпретации мрачноватого франта Николая Цискридзе — больше напоминает Джонни Деппа в «Пиратах Карибского моря», нежели Сюркуфа (знаменитый французский пират, живший в XIX веке, — ред.). Тут плавают по волнам разноцветной экзотики. На заднике — синее море, пальмы и парус на горизонте. На переднем плане — рабовладельческий рынок. Алексей Ратманский, артдиректор балета Большого, восстановил этот балет Мариуса Петипа, вдохновлявшегося поэмой Байрона, с большим почтением к местному колориту и академизму, присущими последней осуществленной Петипа редакции «Корсара» — той, что увидела свет в Санкт-Петербурге в 1899 г.
Три акта преподносят историю разнообразных перипетий, которые встречает любовь корсара Конрада к красавице Медоре. Либретто, впрочем, является только поводом преподнести массу вариаций, па де де, блестящих пассажей и ансамблевых танцев, в которых солисты и кордебалет Большого просто творят чудеса. Это триумф классического танца, доведенного до последнего предела его технических трудностей. На небосклоне, усеянном звездами, Светлана Захарова заставляет в полной мере ощутить свой собственный яркий блеск. Трудно определить, что в ней наиболее восхительно: ноги у нее — как у породистого коня, руки — легкие, как перья, ее линии безукоризненны, способность вынимать ногу вверх — поразительна. Она без запинки нижет цепь танца по кругу, диагоналей вращений, пируэтов и фуэте. Устойчивая, элегантная и воздушная. От такой виртуозности, такой искусной летучести можно просто прийти в замешательство.
Николай Цискариде со своей стороны выступает великолепным партнером. Он и сам владеет этой тонкой и легкой, как паутина, грацией. Он срывается с места и стремительно несется, чрезвычайно живой и легкий. Он — идеальный принц. А корсар? Это неожиданно — но в гораздо меньшей степени корсар, нежели звезда Голливуда.
Все вариации «прикрыты» артистами первого плана — такими, как Иван Васильев, эта юная надежда балета. Блестящий, полный великолепия, он сочетает солнечную энергию и уверенную технику, обещая блистательное будущее. С Ниной Капцовой они составляют прекрасную пару. Кордебалет столь же безупречен. У артистов кордебалета в избытке таланта для того, чтобы нанизывать цепь бесконечных вариаций, ритмизующих второй и третий акты. Для декора этих ансамблей, выстраивающихся, как по линейке, были выбраны слегка устаревшие арки цветочных гирлянд — от таких никогда не отказывался Шатле былых времен. Но все танцовщицы демонстрируют такое явное удовольствие от своего пребывания на сцене, такие познания в своем искусстве, что не допускают даже малейших сомнений в нем.
Марион Тэбо
«Фигаро», 7.1.2008
Перевод Натальи Шадриной