Только в Большом: «Сомнамбула»!

18.11.2015

О СПЕКТАКЛЕ

Сомнамбула — благодатный персонаж для произведения любого жанра. Помести его в центр повествования — и будь уверен, что-нибудь загадочное обязательно произойдет. Это и сейчас работает прекрасно, что уж говорить о временах Винченцо Беллини.

На рубеже XVIII и XIX столетий ученые, философы и «околонаучные» люди начали пытаться разобраться в природе таинственного сна с широко открытыми глазами. Бульварное искусство тут же подхватило эту «тему». В начале XIX века сомнамбулизм буквально хлынул на сцену парижских театров. Газета «Фигаро» писала: «Мы больше не интересуемся: «Что сегодня в театре?», а просто спрашиваем: «Какую Сомнамбулу будем смотреть вечером?»

Тех водевилей, фарсов и балетов давно и след простыл. Другое дело — опера Беллини. Его «Сомнамбуле», понравившейся сразу на премьере (Милан, 6 марта 1831 года), была суждена жизнь вечная.


Сцена из спектакля. Фото Д. Юсупова.
Сюжет, однако, вовсе не запутан. Жених-крестьянин подозревает свою избранницу-сомнамбулу в измене. Он гневается, она безвинно страдает. Случившийся в деревне дворянин и образованный человек (третья вершина не существующего на самом деле любовного треугольника) разъясняет все недоразумения. Влюбленные примиряются и — все хорошо, что хорошо кончается. Но простой полупасторальный сюжет вдохновил композитора на сочинение изумительной красоты арий, дуэтов и ансамблей — как лирически-взволнованных и радостных, так и исполненных щемящей печали.

Сомнамбулический сон рождает прекрасное пение: «Сомнамбула» Беллини давно и прочно обрела «официальный» титул «жемчужины бельканто». В то же время, будучи довольно сложной для исполнителей, звучит она не так уж часто. И скорее — в концертном исполнении, поскольку изощренную режиссерскую фантазию стимулирует не очень.

В Большом «Сомнамбула» не шла на протяжении всего XX столетия. Премьера нынешней постановки — состоялась 6 марта, как первый раз в Милане, но только 2013 года — дала возможность московским (можно сделать охват и шире — российским!) меломанам и услышать, и увидеть эту потрясающую оперу. Режиссер, вовсе не имеющий репутацию реалиста до мозга костей, поставил спектакль ясный и на редкость прозрачный. Хотя некую парадоксальную ноту все-таки внес.

Большой пригласил на постановку итальянской оперы итальянца — всемирно известного режиссера Пьера Луиджи Пицци, а тот, в свою очередь преисполненный уважения к великим театральным традициям России, окутал спектакль этаким чеховским флером. Ибо главное в этой опере — некая меланхолическая поэзия переживаний и антуража, что, по мнению постановщика, есть точка ее пересечения с чеховской драматургией. Главным символом «Сомнамбулы» Пицци стала березка — стильная, строгая, «танцующая», ритмически организующая пространство сцены.

В заглавной партии — Венера Гимадиева. Фото Д. Юсупова.
В спектаклях наряду с ведущими артистами Большого заняты известные приглашенные солисты - Ульяна Алексюк, выпускница Молодежной оперной программы Большого театра (МОП), а ныне солистка Баденского государственного театра в Карлсруэ (Германия), выпускник МОП, солист Венской государственной оперы Павел Колгатин, дебютирующий в партии Эльвино, и Николай Диденко, среди последних ангажементов которого выступления в оперных театрах Кельна, Вены, Торонто и Тель-Авива. Нынешней воспитаннице МОП - Руслане Коваль - предстоит дебют в партии Лизы.
Венера Гимадиева — краса и гордость оперной труппы Большого, - за исполнение партии сомнамбулы Амины получившая «Золотую маску», также участвует в этой серии показов.