«Моцарт и Сальери» и «просто» Моцарт

25.12.2013

В первом отделении концерта будет исполнена опера Н. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Идея музыкального воплощения пушкинской «маленькой трагедии» зародилась у композитора после того, как он закончил работать над оркестровкой оперы А. Даргомыжского «Каменный гость» (смерть Даргомыжского помешала ему завершить свое произведение, «Гостя» дописывал Кюи, оркестровал Римский-Корсаков). Эта опера явилась первым примером «речитативной оперы» в русской музыке. И, подобно Даргомыжскому (его памяти и посвятил Римский-Корсаков «Моцарта и Сальери»), он не меняет ни слова в литературном первоисточнике и строит всю оперу как диалог двух действующих лиц-«антагонистов». В опере лишь цитируются два фрагмента сочинений Моцарта — I части «Реквиема» и дуэттино из «Дон Жуана» — их исполняет персонаж, именуемый Слепым скрипачом. И присутствует внутренне завершенная, «самодостаточная» сольная фортепианная фантазия, мастерски имитирующая моцартовский стиль.

Первая постановка оперы состоялась в 1898 г. в московской частной опере Мамонтова, в партии Сальери выступил Федор Шаляпин, фортепианную фантазию исполнял молодой Сергей Рахманинов. Опера неоднократно звучала на сцене Большого театра, но камерный ее характер (что подчеркивал и сам автор — «не есть ли „Моцарт“ просто камерная музыка, ... теряющая свое обаяние на большой сцене») делает ее исполнение даже более уместной в атмосфере Бетховенского зала.

Партию Моцарта исполнит артист Молодежной оперной программы театра (МОП), обладатель Гран-При недавно прошедшего VI Открытого конкурса молодых вокалистов им. А. Соловьяненко в Донецке, участник проекта «Настройся на оперу» Богдан Волков. В партии Сальери занят выпускник МОП, а ныне солист оперной труппы, лауреат XXIV Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки в Москве Олег Цыбулько.

Во втором отделении публика услышит произведения самого Вольфганга Амадея Моцарта, притом довольно редко исполняемые. Арию из ранней оратории «Освобожденная Бетулия», сочиненной в Италии в 
1771 г., исполнит Богдан Волков; одно из последних сочинений композитора — Концерт для кларнета с оркестром — прозвучит в исполнении солиста оркестра Дмитрия Лиманцева. Вечер завершит подлинный шедевр духовной музыки, не уступающий знаменитому Реквиему ни красотой, ни философской глубиной, — «Ave verum». Исполнители — камерная группа хора и детский хор Большого театра.

За дирижерским пультом — концертмейстер и солист оркестра Большого театра Михаил Цинман.