«Пути романтизма»

04.12.2013

Вольфганг Хольцмайр уже более тридцати лет выступает на европейской оперной сцене, участвуя в исполнении редких опер ХХ века (в его репертуаре оперы П. Хиндемита, Х.В. Хенце, Н. Осборна). Однако свое подлинное признание — камерного певца — он осознал еще в 1982 г., завоевав I премию на конкурсе исполнителей камерной вокальной музыки «Musirverein» в Вене.

Успешные выступления в концертных залах и на музыкальных фестивалях камерной музыки, сотрудничество с ведущими музыкантами — мастерами камерных жанров, обширная дискография (в нее входят собрания песен Г. Малера и Г. Вольфа, вокальные циклы Ф. Шуберта, Р. и К. Шуман, И. Брамса, песни Й, Гайдна, Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона-Бартольди, Ф. Шрекера и Х. Эйслера) позволяют говорить о Вольфганге Хольцмайре как о наследнике великой традиции исполнения немецкой Lied. Между тем, певец активно сотрудничает с современными композиторами, постоянно исполняя новые сочинения, а также проявляет особый интерес к редкой, незаслуженно забытой музыке (в 2009 г. он записал диск вокальных сочинений композиторов, погибших в нацистском концлагере Терезиенштадт).

На концерте в Бетховенском зале замечательный австрийский певец и ансамбль солистов оркестра Большого театра продемонстрируют разные грани немецкого музыкального романтизма. Вечер откроет «Зигфрид-идиллия» Р. Вагнера для камерного оркестра, пожалуй, самая искренняя лирическая исповедь байройтского маэстро, посвященная супруге Козиме и новорожденному сыну Зигфриду. От этого сочинения прямые нити ведут к «Просветленной ночи» — одному из первых сочинений Арнольда Шенберга, в котором будущий основатель Нововенской школы еще всецело принадлежит немецкой романтической традиции.

В исполнении Вольфганга Хольцмайра прозвучат сочинения немецких романтиков, по-новому услышанные композиторами следующего поколения. Песни Шуберта будут исполнены в оркестровых обработках И. Брамса и Б. Бриттена, по-своему претворивших традиции камерной вокальной лирики, наивно-юношеский цикл Г. Малера «Песни странствующего подмастерья» — в инструментовке Шенберга, считавшего Малера своим главным Учителем. Особого интереса заслуживает песня Вольфа из «Испанской книги песен» в оркестровом переложении И. Стравинского — эта обработка, сделанная в 1968 г., стала последним творческим актом гения музыки ХХ века.

Камерным ансамблем солистов оркестра Большого театра России дирижирует Михаил Цинман.