К столетию со дня рождения Бенджамина Бриттена

24.11.2013

«Что Бриттен значит для меня? Прежде всего, из всех музыкантов, которых я встречал, он наиболее музыкален. Кажется, что его ум, все его существо излучает музыку... Второе: он полон жизни. На сером фоне большей части современной музыки его произведения сияют. Эта жизненность всегда принадлежит будущему».
Майкл Типпетт


Пожалуй, было бы трудно выразить другими словами сущность Бриттена — Музыканта и Человека. Все, кто соприкасался с ним лично, попадали под обаяние этого скромного мастера, в котором незримо ощущался гений, композитор, впервые за 250 лет заставивший говорить весь мир об английской музыке. А для того, чтобы понять его музыку, не нужно было быть искушенным эстетом — композитор с радостью открывал слушателям все «тайны» своей творческой лаборатории и ни для кого не писал с таким удовольствием, как для детей...

В музыке Бриттена с редкой для ХХ века органичностью соединяется «классическое» и современное, традиционное и новаторское, личное и общечеловеческое. Бах и Стравинский, Бетховен и Шостакович, Моцарт и Малер, Шуберт и Дебюсси — фундаментом композиторской индивидуальности Бриттена был веками накопленный багаж европейской музыки наряду с крупнейшими достижениями его современников; но с самых первых, юношеских опусов и до последних сочинений Бриттен оставался «плоть от плоти» национальным художником, сыном своей страны.

Многочисленные дружеские и творческие нити связывали Бриттена с русской культурой. В Советском Союзе он был трижды (в 1966 г. даже отметил в Москве свое пятидесятилетие). В лице Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича он обрел горячих пропагандистов своей музыки, Дмитрию Шостаковичу Бриттен посвятил притчу «Блудный сын», написанную под впечатлением картины Рембрандта, увиденной в Эрмитаже.

Еще в 1965 г. Большой театр обратился к опере Бриттена «Сон в летнюю ночь». С начала года на Новой сцене с успехом исполняется его «Путеводитель по оркестру» («Вариации на тему Пёрселла»). И вот в ноябре, когда весь мир будет отмечать столетие со дня рождения выдающегося английского композитора, три воскресных вечера в Бетховенском зале будут посвящены его музыке.

Идея этого своеобразного «Приношения» Бенджамину Бриттену в Большом театре принадлежит замечательному пианисту и организатору, руководителю множества музыкальных фестивалей, заслуженному артисту России Алексею Гориболю (уже принявшему участие в концертной жизни Бетховенского зала — этим летом он и Полина Осетинская исполнили здесь сонаты Моцарта в обработке Грига).

В концертах примут участие недавние выпускники МОП, лауреаты Международного конкурса Пласидо Доминго «Опералия» Надежда Карязина, приглашенная солистка, и Константин Шушаков, ныне солист оперной труппы Большого театра; а также ее ведущие солисты Светлана Шилова, Максим Пастер и Марат Гали; приглашенный солист, обладатель уникального «мужского сопрано» Олег Рябец и артисты оркестра Большого театра — Иван Паисов (гобой), Андрей Ферапонтов (валторна) и Петр Кондрашин (виолончель), лауреаты международных конкурсов Татьяна Осколкова и Нина Рябчиненко (арфа), концертмейстер Маргарита Петросян (фортепиано).

Неизменным куратором Бриттеновских программ в России выступает Людмила Ковнацкая — музыковед, профессор, автор первой монографии про Бриттена, переведенной на многие языки мира.

«Человеческий голос» — так называется первый бриттеновский вечер в Бетховенском зале. По своей природе Бриттен тяготел к камерной вокальной музыке, прекрасно знал возможности и тембровые краски всех певческих голосов, а со своим «alter ego», выдающимся тенором Питером Пирсом в течение многих лет успешно выступал как аккомпаниатор.

Первым произведением Бриттена, написанным для совместных выступлений с Пирсом, стал цикл сонетов Микеланджело (1940 г.), который откроет концерт. Завершит его последний вокальный цикл Бриттена на стихи Роберта Бёрнса (1975 г.), посвященный 75-летию британской королевы-матери Елизаветы (1900-2002). Гвоздем программы первого концерта станет российская премьера пяти духовных песнопений (canticles), написанных в 1947-74 гг. для голоса или вокального ансамбля с аккомпанементом. В них композитор обращается к Библии и английской поэзии разных эпох (от средневекового «Честерского миракля» до Томаса Эллиота), по-своему отражая мир священного писания.

Второй концерт, «Бриттен-гала», отражает разнообразие творческих интересов английского мастера, одним из главных свойств которого была «камерность» — как признак чистоты, чувства меры и особого, «английского» благородства стиля. Концерт откроют бриттеновские обработки двух песен Генри Пёрселла, единственного гения английской музыки на протяжении двух веков, произведения которого нередко становились для Бриттена источником вдохновения. Как дань старинной традиции были сочинены и Сюита для арфы соло (1969 г.), в которой композитор, по собственным словам, ограничился исполнительскими приемами XVIII в., а также «Светские вариации» для гобоя и фортепиано (1936 г.) — одно из ранних сочинений Бриттена, обнаруженное уже после его смерти. Посмертно были опубликованы и «Песни кабаре», написанные для известной в 1930-е гг. исполнительницы Хэдли Андерсон — Бриттен отдал дань этому жанру наряду с А. Шёнбергом и К. Вайлем. В концерте также прозвучит виолончельная соната (1961 г.), посвященная Мстиславу Ростроповичу, и вокальные циклы «Вечер, утро, ночь» (1945 г.) и «Очарование колыбельных» (1947 г.) на стихи английских поэтов.

Третий, заключительный концерт бриттеновского цикла целиком посвящен оперному жанру. Как ни велики были достижения композитора в инструментальной, камерной и симфонической музыке, английская опера просто обязана Бриттену своим возрождением. «Оперную» судьбу Бриттена предрешил «Питер Граймс» (1945 г.) — премьера этой оперы вызвала широкий резонанс далеко за пределами «туманного Альбиона». Автор вдохновился поэмой «Городок» английского поэта XVIII-XIX вв. Джорджа Крабба, повествующей о суровой трудовой жизни «маленьких людей». Трагедия главного героя, показанная на фоне повседневных будней рыбацкого поселка и мрачной красоты пейзажей Северного моря, была воплощена Бриттеном с предельной эмоциональной выразительностью и присущей ему простой музыкального языка, благодаря чему эта опера стала одной из известнейших в ХХ веке. Вслед за «Питером Граймсом» пришел черед «Билли Бадду» (1951 г.) — опере, «повествующей» о сложных взаимоотношениях людей, чье жизненное пространство ограничено кораблем дальнего плавания, окруженного бесконечными водами океана, и торжественно-историческая «Глориана» (1953 г.), написанная в честь коронации Елизаветы II.

Нередко композитор обращался к распространенному в ХХ веке жанру «камерной оперы»: такова трагическая притча «Поругание Лукреции» (1946 г.), в которой слышны отголоски кровавых потрясений ХХ века, комический скетч «Альберт Херринг» (1947 г.) и «Поворот винта» по одноименной повести Генри Джеймса (1953 г.) — вторая по популярности из бриттеновских опер. Путь оперного композитора привел Бриттена к двум поздним шедеврам: «Сну в летнюю ночь» (1960 г.), в которой так тонко и бережно (но при этом совершенно «по-бриттеновски») сохранено волшебное очарование шекспировского первоисточника, и «Смерти в Венеции» по новелле Томаса Манна (1973 г.) — свою последнюю оперу автор писал на фоне прогрессирующей болезни сердца.

Фрагменты из опер Бриттена прозвучат в исполнении артистов и концертмейстеров Молодежной оперной программы Большого театра.

Борис Мукосей

Вечера проходят в рамках Сезонов Бенджамина Бриттена в России, проводимых Британским Советом и Фондом Бриттена-Пирса.