К 170-летию со дня рождения Эдварда Грига

21.06.2013


Эдвард Григ (1843 —1907)


I отделение

Вольфганг Амадей Моцарт — Эдвард Григ
Соната для двух фортепиано соль мажор, KV 283

1. Allegro
2. Andante
3. Presto

Соната для двух фортепиано фа мажор, KV 533
1. Allegro
2. Andante molto
3. Rondo. Allegretto

Соната для двух фортепиано до мажор, KV 545
1. Allegro
2. Andante
3. Rondo. Allegretto

Вольфганг Амадей Моцарт — Эдвард Григ
Фантазия для двух фортепиано до минор, KV 475

Adagio-Allegro-Andantino-Piu Allegro-Tempo primo

Владимир Мартынов
Quasi Una Fantasia для двух фортепиано

Вольфганг Амадей Моцарт — Эдвард Григ
Соната для двух фортепиано до минор, KV 457

1. Allegro molto
2. Adagio molto
3. Allegro assai

Полина Осетинская (фортепиано)
Алексей Гориболь (фортепиано)

С самого детства будущий классик норвежской музыки, подобно Чайковскому, испытывал благоговение перед музыкой Моцарта. Свое «моцартианство» Григ сохранил до последних лет жизни. Моцарту он посвятил несколько статей и очерков. Но особый интерес представляют результаты его «непосредственного» обращения к творчеству великого австрийца.

В 1876-79 гг. Григ осуществил обработку нескольких фортепианных сонат и Фантазии до минор Моцарта. Причем, в отличие от «Моцартианы» Чайковского, фортепианный подлинник оставлен им без каких-либо изменений, но к нему дописана партия второго фортепиано. Музыка Моцарта получает своего рода иное измерение: она остается незамутненной в своей кристальной чистоте и композиционной ясности, однако словно пропущена сквозь призму восприятия другого художника — и из совсем другой эпохи. По мнению музыковеда Бориса Асафьева, свойственное Григу «искусство вариантности» особенно сильно выступает в этих обработках, «где вариант за вариантом наслаивается с большим тактом и чуткостью на основной текст, не трогая его».

Эти обработки чрезвычайно редко звучат в России
 — последний раз они были исполнены в Москве Святославом Рихтером в дуэте с Елизаветой Леонской более двадцати лет назад. Их возрождению мы обязаны ансамблю двух замечательных пианистов, представляющих свою программу в Бетховенском зале Большого театра. Это лауреат молодежной премии «Триумф» Полина Осетинская, музыкальная карьера которой началась еще в шестилетнем возрасте, и заслуженный артист России, арт-директор Московского союза музыкантов Алексей Гориболь. Оба пианиста известны своим пристрастием к нестандартному репертуару, и, в частности, их отличает повышенный интерес к современной музыке, которую они нередко «сталкивают» в своих концертах с классикой. По мнению Полины Осетинской, «современная музыка не только продолжает музыку старую <...>, она еще помогает открывать в старой музыке смыслы и красоту, стертую десятилетиями слепого музейного поклонения и механического, часто бездушного исполнения».

Помимо фортепианных транскрипций Моцарта-Грига, в концерте прозвучит сочинение Владимира Мартынова Quasi una fantasia, написанное как специальное дополнение к этой программе.