Бизе, Бизе-Щедрин, Лист! За дирижерским пультом — Василий Синайский. Солистка — Юлианна Авдеева.

11.06.2013

Жорж Бизе (1838-1875)

Симфония № 1 до мажор («Юношеская»)
Allegro. Allegro Vivo
Andante. Adagio
Scherzo. Allegro Vivace
Finale. Allegro Vivace

Ференц Лист (1811-1886)

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми бемоль мажор

Солистка — Юлианна Авдеева

Жорж Бизе — Родион Щедрин (р. 1932)
«Кармен-сюита»

(транскрипция фрагментов оперы «Кармен»)
1. Вступление
2. Танец
3. Первое интермеццо
4. Развод караула
5. Выход Кармен и хабанера
6. Сцена
7. Второе интермеццо
8. Болеро
9. Тореро
10. Тореро и Кармен
11. Адажио
12. Гадание
13. Финал

Симфонический оркестр Большого театра
Дирижер — Василий Синайский

Симфония до мажор была написана Бизе в 1855 г. в качестве выпускной работы. 17-летний студент Парижской консерватории сочинил ее за 17 дней. На первый взгляд, вполне традиционная, симфония близка по стилю ранним симфониям Бетховена и произведениям старшего современника Бизе Шарля Гуно. Ее музыка, однако, пленяет слушателя той истинно юношеской искренностью и блеском вдохновения, которые мог продемонстрировать будущий автор «Кармен», открытый навстречу миру и уверенный в счастливом будущем (он не мог догадываться, что его ждет горечь непризнания, нужда и провал лучшего творения). Неопубликованная автором, она пролежала в консерваторских архивах до1935 г., а еще 12 лет спустя вдохновила Джорджа Баланчина на один из его ярчайших балетов — «Хрустальный дворец» (позже переименованный в «Симфонию до мажор»), который шел и продолжает идти на многих сценах мира, в том числе и Большого театра.

Неоднократно обращались хореографы и к оперному шедевру Бизе — «Кармен». Идея сжатого и компактного воплощения истории «рокового треугольника» свободолюбивой цыганки, солдата Хозе и Тореадора принадлежала Майе Плисецкой. Балет «Кармен-сюита» был поставлен для выдающейся балерины кубинским хореографом Альберто Алонсо (премьера состоялась в Большом театре в 1967 г.). Так же стремительно, как в свое время Бизе создавал «Юношескую» симфонию, Родион Щедрин превратил оперу «Кармен» в балет. Музыка была сокращена, перекомпонована и заново аранжирована. Со своей задачей — заставить известнейшие для публики мелодии зазвучать более «жестко» и современно, сообразно хореографии нового балета — композитор справился блестяще. Не прибегая ни к изменением внутренней структуры, ни к насильственной «модернизации» музыки Бизе, он представил ее скрытую трагическую силу, пронзительную «вызывающую» красоту сродни корриде, разворачивающейся на залитой полуденным солнцем арене. Написанная для состава струнных и расширенной группы ударных инструментов, «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина прочно вошла в мировой концертный репертуар как самостоятельное симфоническое произведение.

Великолепно вписывается в программу и Первый фортепианный концерт Листа. Сочиненный в 1849 г. (окончательная редакция закончена в 1856 г.), он символизировал окончание бурной и блестящей, но иссушающей жизни «странствующего виртуоза» и наступление подлинной зрелости художника — расцвета композиторской деятельности. Одночастный концерт сжато отражает структуру четырехчастного симфонического цикла (его эпизоды можно уподобить Allegro, медленной части, Скерцо и Финалу). Как сам Лист сочетал в себе талант великого пианиста, композитора и дирижера, а в своем творчестве устремлялся и в божественные сферы, и в бездны ада, так и музыка его концерта, то страстная и патетическая, то наполненная лирическим трепетом или одержимая несокрушимой «прометеевой» волей, раскрывает нам дух этого мятежного гения, стремящегося, по словам Д. Шостаковича, «охватить весь мир в самом себе».

Солисткой выступит ярчайшая представительница российской пианистической школы молодого поколения — Юлианна Авдеева. Мировую известность ей принесла I премия и специальный приз (за лучшее исполнение сонаты) на Международном конкурсе имени Ф. Шопена в Варшаве (2010 г.), которая стала уже десятой конкурсной победой пианистки (свой первый приз она получила в 11-летнем возрасте на конкурсе юных пианистов имени К. Черни в Праге). Выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных и Высшей школы музыки и театра в Цюрихе, Юлианна Авдеева стала первым за 25 лет российским музыкантом, получившим высшую награду варшавского конкурса, а также первой за 40 лет женщиной-пианисткой (после Марты Аргерих), выигравшей это престижнейшее состязание.