«Сомнамбула» — единственная у Беллини опера semiseria (что, как известно, означает «наполовину всерьез») — если не считать оперу «Адельсон и Сальвини», его первую, еще консерваторскую работу. Здесь нет трагического финала, душераздирающих страстей и характеров «эпического» размаха. Но при всей простоте и даже схематичности буколического сюжета эта опера очень поэтична. «Сомнамбула» проникнута характерным для композитора лиризмом и, по выражению Дж. Верди, «чувством печали, ему одному присущим» — мимолетной грустью по уже ушедшему. Для идиллических героев с их чистыми, ясными чувствами Беллини написал самую светлую, самую безыскусную и чистую музыку — именно здесь невероятный мелодический дар композитора выразился в полной мере. И в этой опере звучит одна из самых красивых мелодий, сочиненных Беллини, — ария главной героини, Амины, во втором акте. Недаром начало этой арии — «Ah! non credea mirarti / Sì presto estinto, o fiore» («Ах, я не думала, цветок, что ты так скоро завянешь») — после смерти композитора было высечено на его могиле в кафедральном соборе сицилийской Катании — города, в котором родился Беллини и куда был перевезен его прах из Парижа, где он был первоначально похоронен на знаменитом кладбище Пер-Лашез.
Заказ на очередную оперу Беллини получил от миланского герцога Литта. Премьера в Милане в театре Каркано была намечена на сезон 1830-31 гг. И летом 1830 г. Беллини вместе со своим постоянным либреттистом Феличе Романи начал работать над оперой на сюжет пьесы Гюго «Эрнани», незадолго перед тем поставленной в Париже и вошедшей в историю громким скандалом, разразившемся на премьере, которая разделила публику на два непримиримых лагеря — «правоверных» приверженцев уходящего течения «классицизм» и утверждавших себя на мировой сцене романтиков. Вскоре, однако, работа над этой оперой была прекращена — вероятно, по цензурным соображениям. Либреттист и композитор обратились к другому сюжету, тоже «французскому», но совершенно «нереволюционного» характера. Пасторальная история двух молодых влюбленных была заимствована из балета-пантомимы «Сомнамбула, или Приезд нового сеньора» Л.Ж.Ф.Герольда, написанного на либретто Эжена Скриба (этот балет был впервые поставлен Ж.-П.Омером в Париже в 1827 г.).
Беллини написал «Сомнамбулу» в рекордные для него сроки — всего за два месяца. Он работал над ней практически вплоть до самой премьеры, постоянно внося изменения в уже готовый текст. Премьера состоялась 6 марта 1831 г. и прошла с оглушительным успехом. В главных партиях выступили звезды первой величины — великолепная Джудитта Паста и главный «беллиниевский» тенор Джованни Рубини. Вскоре после итальянской премьеры прошли премьеры также в Лондоне и Париже — и вновь с невероятным успехом. Всего за несколько лет «Сомнамбула» обошла ведущие мировые сцены и завоевала огромную популярность. Это один из самых ярких примеров оперы бельканто, дающей возможность во всем блеске продемонстрировать вокальные технические изыски. Неслучайно «Сомнамбулу» всегда охотно включали в свой репертуар примадонны всех времен и народов. Достаточно назвать таких звезд, как Мария Малибран, Мария Каллас, Джоан Сазерленд, Рената Скотто, Натали Дессей.
Эскиз декорации
История постановок «Сомнамбулы» в Большом театре не велика — опера появлялась в репертуаре только четыре раза. Зато впервые была поставлена всего через шесть лет после мировой премьеры — в декабре 1837 г. Премьера последней постановки «Сомнамбулы» состоялась в декабре 1891 г. (спектакль прошел лишь четыре раза и в январе 1892-го выпал из репертуара).
После столь продолжительного отсутствия «Сомнамбулу» в репертуар Большого возвращает знаменитый итальянский режиссер и художник Пьер Луиджи Пицци, известный своими постановками барочной оперы и оперы бельканто.
Г-н Пицци принадлежит к той же славной когорте выдающихся деятелей итальянского театра, что и Джорджо Стрелер, Франко Дзеффирелли и Лука Ронкони, а его «творческий диапазон» охватывает всю историю оперы — от барокко до наших дней. Он не сразу пришел в режиссерскую профессию — начинал как сценограф и художник по костюмам. Зато сейчас он с блеском совмещает все эти ипостаси.
И что знаменательно — хотя количество поставленных режиссером романтических опер просто невероятно, к «Сомнамбуле» он обращается впервые.
Пьер Луиджи Пицци:
«Я был очень удивлен, узнав, что в Большом театре «Сомнамбула» не звучала с 1892 г. Однако именно это открытие и натолкнуло меня на то решение спектакля, которое я предлагаю. Перенести «Сомнамбулу» в наши дни — значит снять с нее тот романтический ореол, без которого она невозможна. Ведь эта опера должна быть как ускользающий сон, неясная мечта. В то же время мне не хотелось, чтобы действие разворачивалось в те времена, когда она была создана, в далекую от нас «костюмную эпоху», поскольку это могло бы лишить артистов необходимой естественности поведения на сцене. Поэтому я перенес действие в ту эпоху, когда «Сомнамбула» покинула сцену Большого театра, на рубеж XIX-XX веков, во времена Чехова.
Чеховский мир в чем-то очень схож с миром Беллини. Он невероятно поэтичен и всегда окрашен тихой меланхолией. В музыке Беллини всегда присутствует нотка грусти — даже в моменты абсолютного ликования. У Беллини оттенки чувств очень сложные, за одной эмоцией скрывается другая, многое строится на контрапункте — так же, как у Чехова. Поэтому мне захотелось именно через Чехова вновь открыть «Сомнамбулу» для московской публики.
Не хочу, чтобы спектакль превращался в некую фольклорную «открытку», поэтому я отказался от подчеркнуто швейцарской эстетики, чтобы создать более родной, узнаваемый для русского зрителя пейзаж. Русский пейзаж очень поэтичен, для меня он создает очень ясный образ — образ абсолютной чистоты, что так подходит «Сомнамбуле».
Музыкальный руководитель постановки Энрике Маццола — признанный интерпретатор опер бельканто. При этом наряду с оперой XIX века в репертуаре дирижера огромное место занимает современная музыка.
«Сомнамбула» собрала прекрасную команду исполнителей. В партии Амины выступит звезда мировой оперы Лора Клейкомб, покорившая публику таких театров, как Ла Скала, Парижская национальная опера, Римская опера, Опера Тулузы, Лионская опера, Большой театр Женевы, Баварская государственная опера, Берлинская государственная опера, Опера Лос-Анджелеса, Опера Сан-Франциско и многих других. Второй Аминой станет солистка Большого театра, лауреат Международного вокального конкурса Королевы Сони Ульяна Алексюк — выпускница Молодежной программы Большого, известная московской публике, прежде всего, благодаря прекрасному исполнению партии Людмилы в опере М. Глинки.
Партию Эльвино исполнит южноафриканский тенор Колин Ли, специализирующийся на моцартовском репертуаре, опере бельканто и особое внимание уделяющий редко исполняемым произведениям (в частности, певец принимал участие в записях опер Мерканданте, Паэра и Федерико Риччи). Ли также выступает в спектаклях крупнейших театров мира — таких, как Метрополитен-опера, Парижская национальная опера, Королевская опера Ковент Гарден, Берлинская государственная опера и Венская государственная опера. Второй исполнитель партии Эльвино — выпускник Парижской консерватории Матиас Видаль, признанный интерпретатор барочной музыки и не только — его репертуар «простирается» до Рихарда Штрауса и современной оперы.
В партии Графа Рудольфа занят российский бас Николай Диденко, с большим успехом выступающий на ведущих площадках Нью-Йорка, Вашингтона, Хьюстона, Парижа, Лондона, Берлина, Барселоны, Мадрида, Зальцбурга и т.д., а также артист Молодежной оперной программы, лауреат Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки Олег Цыбулько, успешно дебютировавший на сцене Большого театра в партии Зарастро.
Премьерная серия представлений пройдет 6, 7, 8, 9, 10, 14 и 15 марта.