Большой театр снова ждет в гости ЛНО

07.02.2013

Третий раз за последнее десятилетие Большой приглашает к себе Латвийскую национальную оперу (ЛНО) — театр, как раз в эти последние десять-пятнадцать лет прочно утвердившийся на оперной карте Европы.


Андрейс Жагарс
: «Обменные гастроли между Академическим Большим театром России и Латвийской национальной оперой сегодня являются крупнейшим российско-латвийским проектом сотрудничества в области культуры, приобретая особое значение на международном уровне. Искренне надеемся, что наши гастроли, проходящие в рамках этого знаменательного проекта, предоставят московским зрителям и гостям города новые художественные открытия и захватывающие музыкальные впечатления. Также с нетерпением ожидаем ответные гастроли Большого театра в Риге в недалеком будущем — в 2014 году, когда столица Латвии примет почетный статус столицы культуры Европы. Будем рады вновь встретить вас — большую публику Большого театра — в Латвийской национальной опере!» (из приветственного слова, которое будет опубликовано в гастрольном буклете).

На сей раз ЛНО выступит сразу на двух сценах Большого: на Основной 7 и 9 февраля будет показан «Евгений Онегин» П. Чайковского, на Новой — 8 и 10 февраля «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти. Поставил оба спектакля Андрейс Жагарс, успешный реформатор и директор ЛНО, а также режиссер-постановщик всех ее громких оперных спектаклей. К ним критика, в том числе российская, отнесла и те постановки, что попали в московскую гастрольную афишу.

«Новый рижский „Онегин“ удачно сочетает острые, карикатурные бытовые зарисовки и символическое измерение, дающее постановке необходимый воздух и объем и оседающее в легких зрителя как молекулы кислорода. Первая картина обдает холодным душем реализма на грани фарса, напрочь лишая надежд на привычную элегичность настроения. Всплеск социально-бытового бурлеска происходит на именинах.
<...> историческое время спектакля — наши дни. Режиссер, погружая хрестоматийных героев в иную эпоху, оставляет им вполне традиционные мотивации». («Независимая газета», 06.12.2010).

«Холодная элегантная картинка — это такая фирменная особенность Латвийской национальной оперы, и особенно постановок Жагарса. В „Онегине“ у него, как обычно, на всех мужчинах очень хорошо сидят костюмы. А женские наряды вообще можно рассматривать как отдельный модельный проект в рамках оперной продукции (художники по костюмам — Марите Мастиня и Роландс Петеркопс).
Стилизованный Питер, новые тренды латвийской моды, холодная эротика, живые чувства и одна из лучших на сегодняшней мировой сцене Татьян — таков рижский „Онегин“ 21 века» (OpenSpace, 10.12.2010).

В Москве в партии Татьяны выступит международная звезда Кристине Ополайс, только что с успехом дебютировавшая в Метрополитен-опере. В заглавной партии — молодой латвийский певец Янис Апейнис. Ленского поет чешский тенор Павел Чернох, чья международная карьера в последние годы становится все более впечатляющей. В партии Ольги занята польская певица Малгожата Панько. За дирижерским пультом предстанет музыкальный руководитель и главный дирижер Латвийской оперы Модестас Питренас. («Помимо особых способностей режиссера, умеющего лепить с актерами живые эмоции, дело, конечно, и в солистах. Спектакль держится на двух: безусловной Ополайс и чешском теноре Павле Чернохе, исполняющем партию Ленского — страстного, взрывного, без привычной поэтической малахольности», OpenSpace).

На Новую сцену выйдет спектакль совсем новый — «Лючия ди Ламмермур», премьера состоялась в мае прошлого года.
«Лючия» — настоящая продукция Латвийской оперы и по принадлежности, и прежде всего по уровню. Режиссер Андрейс Жагарс ... не изобретает никаких квазиконцепций. Его сильная сторона — логика взаимодействия героев, подробная проработка психологических мотивировок, эмоциональная правда. ...хрестоматийная история ... предстала чувственно-внятной, а потому даже современной. Хотя действие, судя по изысканной красоты платьям Кристине Пастернака, происходит в Италии 1930-х. Отменные костюмы гармонируют с декорациями мэтра Андриса Фрейбергса. ... Мрамор оживлен стильным, ненавязчивым и очень музыкальным видеоартом Катрины Нейбурги: летают птицы, мерно колышется вода, колышутся пары на балу... («Ведомости», 22.06.2012).

Заглавную партию исполняет примадонна Латвийской оперы Сонора Вайце. В партии Эдгара занят молодой турецкий тенор Мурат Карахан, успевший уже завоевать некоторую известность на европейской сцене. В партии Генриха выступит баритон Валдис Янсонс. За дирижерским пультом — хорошо знакомый публике Большого театра маэстро Александр Вилюманис, неоднократно дирижировавший спектаклями текущего репертуара Большого.

(Напомним, что первые в новейшей истории гастроли Латвийской оперы на сцене Большого театра состоялись в 2003 г. Тогда московской публике были показаны «Альцина» Г.Ф. Генделя и «Аида» Дж. Верди. В том же году последовал ответный визит Большого театра в Ригу — с операми «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева и «Турандот» Дж. Пуччини. В 2007 г. Большой снова принимал ЛНО — с только что наделавшими шума в оперном мире «Кармен» Ж. Бизе и «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, а в 2008 г. совершил ответный визит, представив на суд рижской публики собственные знаковые премьеры — «Евгения Онегина» и «Детей Розенталя» Л. Десятникова.)