«В советское время венецианскую мозаику, требовавшую сложного ухода, демонтировали. Вместо нее был уложен паркет. Единственный уцелевший фрагмент удалось обнаружить в директорской „зоне“ в 2005 г.», — сообщил представитель генподрядчика Михаил Сидоров.
Реставраторы внимательно изучили эту находку, а также подобные мозаичные украшения в европейских театрах. Был проанализирован опыт реставрации итальянских театров Ла Фениче и Ла Скала, где в качестве интерьерных украшений также использовалась венецианская мозаика. В результате выяснилось, что особое внимание мастерам предстоит уделить прочности природного материала. В некоторых местах итальянских театров уже появились так называемые «муравьиные дорожки» — камни, более стертые по сравнению с другими. И если в оригинальном декоре Большого театра вместе с мрамором был также уложен светлый известняк или «белый камень», сильно изнашивавшийся со временем, то теперь при воссоздании декора было принято решение выполнить всю мозаику только из мрамора.
Реставраторам удалось полностью воссоздать первоначальный цвет и рисунок элементов мозаичного пола. Всего при воссоздании узора было использовано одиннадцать сортов мрамора различных цветовых оттенков. Чтобы собрать единый рисунок, каждый камень укладывали вручную. В реставрационных мастерских мозаику приходилось набирать на гибкие сетки-матрицы, размером 48 на 48 сантиметров. Готовые фрагменты отправлялись в здание театра, где их как огромный «пазл» собирали в единое мозаичное панно.
Хотя кусочки мрамора и были наклеены на куски монтажной сетки, теперь между ними не осталось ни одного «шва». Чтобы избавиться от этих швов, полы залили специальной смесью, в состав которой входит мраморная крошка различных оттенков. А после дополнительной полировки алмазными дисками мозаика стала выглядеть как единое монолитное покрытие. Цвет такого пола со временем не потеряет свою первоначальную яркость. И в зависимости от интенсивности света и угла освещения будет изменяться блеск и оттенок камней.
«Задачей реставраторов стало максимальное воссоздание исторических интерьеров. Поэтому зрители, которые придут в обновленное здание, смогут увидеть ту красоту Большого театра, которой любовались современники Альберта Кавоса. Именно поэтому для нас было так важно вернуть театру его венецианскую мозаику», — подчеркнул М. Сидоров.