«В ХХ веке из-за многочисленных переделок в зрительном зале легендарная акустика во многом была утрачена, и ее восстановление стало одной из главных задач реставраторов. Наши мастера тесно сотрудничают с ведущими специалистами в этой сфере. Для участия в этом проекте мы привлекли лидера в области архитектурной акустики театральных и концертных залов — компанию „Мюллер ББМ“, а исследования и акустические замеры проводились учеными ведущих российских научных институтов», — сообщил представитель генподрядчика М. Сидоров.
За прошедшие сто пятьдесят лет большая часть акустических панелей пришла в негодность. В результате обследования зрительного зала в мае 2009 г. была обнаружена утрата значительной части деталей из резонансной ели. Некоторые элементы акустических панелей были заменены в советское время на тонкую фанеру.
С момента открытия здания Большого в 1856 г. качество акустики театра напрямую зависело от деревянных конструкций, в том числе от панелей из резонансной ели, которые пошли на отделку зала. По замыслу архитектора Альберта Кавоса, который и возводил здание театра после пожара, случившегося в 1853 г., зрительный зал строился как музыкальный инструмент: у него были деревянные панели стен, деревянные перекрытия и деревянные полы. Ради улучшения резонанса архитектор даже внес свои коррективы в инструкцию, по которой должны были проводиться все работы по созданию театров. Вместо того чтобы сделать, согласно этой инструкции, потолок из железа, Кавос выбрал дерево и таким образом сумел избежать того чрезмерного резонанса, который дает металл. То, что плафон-дека был выполнен из прямоугольных деревянных щитов, а каменные стены — облицованы деревом, также способствовало значительному улучшению акустики зрительного зала. Помещение стало напоминать громадный инструмент, выполненный по всем правилам музыкальной науки.
Для отделки зрительного пространства была выбрана резонансная ель. Именно из такой древесины и создаются инструменты для музыкантов. Тембр звучания, обеспечиваемый этим природным материалом, не имеет аналогов: все возможные «заменители» ему уступают. Акустические панели образуют «эффект звучания помещения» за счет усиления тембровой окраски издаваемого со сцены звука с одновременным «эхопоглощением». Именно эти процессы благодаря особым физико-акустическим свойствам резонансной древесины формируют необходимые условия для лучшего восприятия звучания певческих голосов и музыкальных инструментов без искажения в весьма широком диапазоне частот и амплитуд.
Для восстановления недостающих элементов использовалась древесина, идентичная той, которую выбирали для создания панелей в XIX веке. Сложность в отборе материала заключалась в том, что дерево с подобными свойствами формируется лишь в определенных условиях. Запасы этого природного материала сокращаются в лесах не только России, но и всего мира.
Реставраторам удалось создать новые акустические панели, полностью идентичные историческим. Это подтвердили сравнительные исследования, проведенные специалистами лаборатории архитектурной акустики и акустических материалов Научно-исследовательского института строительной техники Российской академии архитектуры и строительных наук, кафедры древесиноведения Московского государственного университета леса. Эксперты высоко оценили акустические свойства выбранного для реконструкции и реставрации материала, в том числе его способность дать поддержку основным чистым тонам в диапазоне низких частот и обеспечить необходимое богатство тембра музыкальных звучаний.