Наш «Вишневый сад» расцветет на петербургских подмостках

22.12.2010

Концертное исполнение оперы Филиппа Фенелона «Вишневый сад» состоится 22 декабря с.г. в Большом зале Санкт-Петербургской государственной филармонии в рамках Международного зимнего фестиваля «Площадь искусств».

Нынешний фестиваль посвящен году Франции в России и России во Франции. Откроется «Площадь искусств» 14 декабря концертом заслуженного коллектива республики Академического симфонического оркестра Санкт-Петербргской филармонии под управлением Юрия Темирканова, в программе которого — сочинения М. Равеля. Также в рамках фестиваля прозвучат произведения Г. Берлиоза, К. Сен-Санса, Э. Шоссона, Г. Форе, А. Дютийе, О. Мессиана, П. Булеза и др. Оперу «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси исполнит Симфонический оркестр филармонии под управлением Александра Дмитриева. Состав певцов «смешанный», русско-французский. Российскому слушателю предстоит знакомство с Карен Вурш (Мелизанда), Дени Комбом-Шастелем (Пеллеас) и Франсуа Ле Ру (Голо). В концертах фестиваля выступят и другие французские музыканты: «Шоссон-трио», Брижит Анжерер (фортепиано), Франсуа Вайгель (фортепиано), Том Блок (волны Мартено), а также Филармонический оркестр Радио Франции под управлением Мунг-Вун Чунга.

Одним из «гвоздей» фестивальной программы станет концертное исполнение новой оперы современного французского композитора Филиппа Фенелона «Вишневый сад», премьера которой (также в концертном исполнении) только что состоялась на Новой сцене Большого театра.

Филипп Фенелон:
«Я очень люблю „Вишневый сад“ Чехова, хорошо знаю эту пьесу, она всегда для меня много значила, поэтому неудивительно, что я выбрал именно ее. Совершенно очевидно, что Чехов во мне не нуждается, поэтому я не хотел полностью перекладывать на музыку его произведение. Для меня было важно продемонстрировать свой собственный взгляд на „Вишневый сад“, ведь именно в этом и заключается главный интерес художника.
В опере всего десять персонажей (некоторых чеховских героев здесь нет). В ее основе лежит третий акт пьесы: это бал, даваемый в доме, который вскоре должен быть закрыт на замок и оставлен. Мне не хотелось придавать своему произведению исключительно грустный, ностальгический характер, поэтому я постарался запечатлеть золотой век жизни этого дома.
Опера состоит из двенадцати картин, пролога и эпилога. В прологе каждый персонаж дает понять, что значит этот дом именно для него. А в эпилоге возвращается Гриша (погибший мальчик) и играет в прятки в саду со своей семьей. Хотя мы понимаем, что всех героев ждет катастрофа (при том, что сами они этого еще не знают), я не хотел заканчивать свое произведение на пессимистической ноте».

Алексей Парин:
«Филипп Фенелон очень внимательно отнесся к тексту либретто. Мы много работали над русским текстом, я читал либретто вслух, даже напевал что-то, мы много работали над фонетикой. Работу мы проделали большую, и, что очень важно, с большой любовью к пьесе, которая является одним из краеугольных камней всей русской да и мировой культуры. Мне кажется, эта музыка очень глубоко приникает в сущность чеховских персонажей, создает особую атмосферу. Очень важно, что она позволяет от начала до конца следить за развитием внутренних событий. В случае Чехова это самое главное».

22 декабря, 20:00
Большой зал филармонии

Филипп Фенелон
«Вишневый сад»
опера в концертном исполнении

Оркестр и хор Большого театра
Дирижер — Тито Чеккерини
Люба — Анастасия Москвина
Леня — Марат Гали
Гриша — Александра Кадурина
Аня — Ульяна Алексюк
Варя — Анна Крайникова
Лопахин — Игорь Головатенко
Шарлотта — Петр Мигунов
Дуняша — Евгения Сегенюк
Яша — Алексей Татаринцев
Фирс — Ксения Вязникова
Гость Юрий Маркелов