Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) — русский живописец-станковист — первый опыт работы в качестве театрального художника получил в Частной опере Саввы Мамонтова, прославившейся в том числе и новым подходом к декорационному оформлению. Коровин был одним из тех художников, которые как раз утверждали этот новый подход. Вместо традиционного убранства сцены, определявшего лишь место действия, Коровин стремился передать общий эмоциональный настрой спектакля, создавая декорации и костюмы в своей, импрессионистической манере.
В 1900 г. Коровин получает приглашение в Большой театр. Художественный уровень постановок на казенной сцене в то время оставлял желать много лучшего, о чем с горечью говорил директор Императорских театров В.А. Теляковский: «Театр пуст, и на каждое представление... чиновники конторы едут в казенные учебные заведения... пополнять публику спектаклей учениками... Надо внести вкус и понимание». Вот этого вкуса и понимания и предстояло добиться художникам, подобным Константину Коровину.
Работе в Большом театре он отдал почти четверть века (1900-1924 гг.), оформив свыше пятидесяти опер и балетов: «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Русалка» А. Даргомыжского, «Садко» и «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина, «Хованщина» М. Мусоргского, «Евгений Онегин» П.Чайковского, «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Раймонда» А. Глазунова, «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П. Чайковского, «Саламбо» А. Арендса и многие-многие другие.
Коровин выстроил и воплотил принципиально новую для Большого театра роль художника-соавтора спектакля. Его врожденная музыкальность позволяла соотнести особенности звучания и ритма. «Краски, аккорды цветов, форм — вот эту задачу я и поставил себе в декоративной живописи театра балета и оперы», — говорил сам художник.
В Большом Коровин открыл для себя неведомый прежде мир балета. Работая с хореографом Александром Горским над постановкой балета «Дон Кихот», он впервые отказался от традиционных пачек и классических причесок; нарушил симметричную планировку, выбрав диагональную композицию, что очень усилило необходимое впечатление динамично развивающегося действия. Однако новые художественные решения казались современникам слишком дерзкими и в театре принимались в штыки. Маляры портили декорации; артисты отказывались надевать коровинские костюмы — те самые, что впоследствии вызывали восторг и изумление за рубежом.
Как бы там ни было, спектакли, в создании которых принимал участие Константин Коровин, становились событием в истории оперы и балета. Помимо спектаклей Большого театра, Коровин оформлял постановки и Мариинки, и Русских сезонов Сергея Дягилева.
Принеся на императорскую сцену лучшее, что было в русской живописи начала ХХ века, художник раскрыл невероятные для того времени возможности декорационного оформления, указав направление будущему сценографии.
Знаменательный «коровинский» этап в истории Большого театра на выставке иллюстрируют свыше трехсот экспонатов: эскизы костюмов и декораций, костюмы; макеты-прирезки и бумажные наколки, выполненные по эскизам художника студентами Постановочного факультета Школы-студии МХТ.
К выставке подготовлен иллюстрированный каталог, в котором, помимо эскизов, представлены также не вошедшие в экспозицию фотографии, на которых изображены артисты в костюмах «от Константина Коровина». Сами по себе уникальный исторический материал, они дают отличную возможность оценить, как творчество Коровина воплощалось на театральной сцене.
Выставка организована Музеем Большого театра при участии Школы-студии МХТ, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
Куратор — Лидия Харина
Художник выставки — Станислав Бенедиктов
Адрес выставочного зала «Новый Манеж»: Георгиевский пер., д. 3.