В программе — симфоническая поэма «Прометей» Ф. Листа и «Прометей» А. Скрябина для фортепиано с оркестром (солист — молодой пианист Иван Рудин), а также две сюиты из музыки балета «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля.
«Прометей», или «Поэма огня» (1910 г.) — сочинение для большого симфонического оркестра и фортепиано, с органом, хором и световой клавиатурой — является одним из самых значительных произведений Скрябина. Программа его связана с античным мифом о Прометее, подарившем людям похищенный им у богов небесный огонь. «Мифотворчески» настроенные символисты (вспомним одноименные произведения Валерия Брюсова и Вячеслава Иванова) наделяли огонь важным символическим значением. Также привлекала стихия огня и Скрябина — помимо «Поэмы огня№ есть у него поэма «К пламени», фортепианная пьеса «Темные огни». Эта стихия в скрябинской трактовке несет в себе элемент заклятия — и в его Прометее весьма ощутимо богоборческое начало. В какой-то мере это перекликается с идеями Блаватской, чью «Тайную доктрину» и другие работы Скрябин внимательно изучал. Блаватская трактует Люцифера как «носителя света». Известна предрасположенность самого Скрябина к романтизации демонизма. «Сатана — это дрожжи Вселенной» — это его слова.
Скрябин писал «Поэму огня», исходя из художественно-философских течений своего времени, так что ее связь античным сюжетом носит, скорее, внешний характер. Из авторской программы, предпосланной партитуре, мы узнаем, что Прометей олицетворяет собой «творческий принцип», «активную энергию вселенной». Он — «огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль».
Александр Лазарев, один из самых ярких современных российских дирижеров, помимо всего прочего, славится еще и своим умением составлять продуманные, эффектные программы. Маэстро посчитал интересным включить в программу того же концерта и «Прометея» Ференца Листа (симфоническую поэму, изначально создававшуюся как увертюра к пьесе «Освобожденный Прометей» И. Гердера). Этот «Прометей» родился примерно за полвека до скрябинского. Слушателям предлагается прочувствовать, насколько по-разному трактуют одну и ту же тему два великих композитора, два века — XX-й и XIX-й.
Балет Мориса Равеля «Дафнис и Хлоя» был написан в 1911 г. для Русских сезонов Сергея Дягилева. Оформлял его Леон Бакст в традиционном для дягилевской антрепризы изысканном стиле. Ставил балет выдающийся русский хореограф Михаил Фокин, Дафниса танцевал великий Вацлав Нижинский.
Балет написан на древнегреческий пасторальный сюжет. На лоне природы разворачивается невинная любовь главных героев, практически слитая воедино с гармонией и покоем окружающего мира. Свою попытку возвращения в «золотой век» истории Равель предпринимает в атмосфере всеобщей дисгармонии и страхов, которыми полна была в то время предвоенная Европа...
Борис Лифановский