Пираты, цветы и танцующие девушки
Как и у большинства из немногочисленных дошедших до нас балетов 19 века, у «Корсара» было много жизней. Вдохновленный поэмой Байрона, этот балет родился во Франции в 1856 г., он был поставлен для Каролины Розати хореографом Жозефом Мазилье на музыку Адольфа Адана. Вскоре после этого «Корсар» оказался в Петербурге, где сначала Жюль Перро, а затем Мариус Петипа осуществили несколько его версий. Постановка, которую показывает у нас Большой на этой неделе, основана на последней версии Петипа 1899 г. Очень эффектные декорации Бориса Каминского и костюмы Елены Зайцевой также основаны на эскизах 1899 г. Корсары (пираты) одеты в греческие костюмы — белые рубашки и юбки, темно-красные брюки и сапоги. Женские костюмы для характерного танца очень красивые, мягко струящиеся, а пачки, особенно в картине «Оживленный сад», выглядят старомодными, но не вычурными, и при этом очень подходящими для танца. Это прекрасная постановка, а труппа танцует с такой живостью и уверенностью, что ее нельзя не полюбить.
Балет, в его сокращенном для гастролей варианте, идет ровно три часа. Удивительно, насколько цельной получилась работа — при такой-то продолжительности и использовании музыки стольких композиторов (главные среди которых, помимо Адана, Цезарь Пуни, Лео Делиб, Людвиг Минкус, Риккардо Дриго и Петр Ольбенбургский). Осуществили эту реконструкцию Алексей Ратманский, один из наиболее ярких сегодняшних хореографов, до недавнего времени руководивший Большим балетом, и Юрий Бурлака, нынешний худрук балетной труппы. Некоторые танцы были досочинены, некоторые — восстановлены по нотации. В сцене в пиратском гроте есть совершенно очаровательное соло героини, где она танцует с трубой — почти предвидение фокинской Балерины в «Петрушке». Чтобы показать, что она готова стать членом банды корсаров и хочет этого, героиня весело кричит: «На абордаж!». Сюжет балета довольно запутанный: пираты, рынки рабов, гарем, двойственные личности, мятежи, предательства, отравленные цветы, девические мечты, множество шансов сбежать, которые почему-то игнорируются, и многое, многое другое. Но труппа танцует с таким задором и уверенностью, что балет оживает.
На первом представлении «Корсара» Большого в Вашингтоне было очень много хорошего танца. Главная балеринская партия невероятно сложна: многочисленные соло содержат, пожалуй, всю лексику классического танца вообще, а, помимо этого, есть еще и характерный танец. Мария Александрова (которая несколько раз блестяще станцевала здесь Китри) — технически очень сильная балерина, казалось, что у нее не только не возникает трудностей с этой партией, но и что по окончании спектакля она готова станцевать еще три акта. Анастасия Сташкевич и Денис Медведев потрясли в па д’эсклав из первого акта, их захотелось увидеть в главных партиях какого-нибудь балета. У Медведева совершенно уникальное плие — низкое, роскошное, шикарное. В мужской вариации этого па де де есть серия из трех плие, за каждым из которых следует прыжок, и здесь Медведев был быстр, силен и просто великолепен. Нина Капцова в партии Гюльнары, честолюбивой и озорной рабыни, которая хочет стать женой паши, была прелестна и в танце, и в пантомиме. Кордебалет, «втиснутый» в пространство вдвое меньше того, к которому он привык, был очень музыкален в сцене «Оживленный сад». Характерные танцы были исполнены с энергией, о которой можно было только мечтать, хотя танцовщицы сейчас настолько стройные, что у этих танцев нет той основательности, что когда-то была.
Несмотря на все достоинства, возникало ощущение, что у балета нет той силы воздействия, которая была раньше. Петипа ставил балеты для звезд (в 1899 г. это была Пьерина Леньяни, первая Одетта/Одилия и Раймонда), и такому балету, как «Корсар» особенно нужен такой «звездный» исполнитель, нужна сильная личность. Ни Александрова, ни ее Конрад (герой и пират) Николай Цискаридзе этого почти не продемонстрировали. Александрова прекрасная балерина и притягательная личность, но она не заставила меня переживать из-за своей героини, она не господствовала, не повелевала сценой, как генерал. А без этого становятся видны и слабые стороны балета. Фантастическими были некоторые исполнители характерных ролей, они привлекали к себе все зрительское внимание: это Геннадий Янин в роли Ланкедема, дяди Медоры, готового продать ее в рабство за достойную плату, и Ирина Зиброва в роли Зюльмы, любимой султанши паши, которая изо всех сил старается не потерять свой статус. Довольно часто пантомима представляла собой серию жестов, трудных для понимания. История запутанная, но либретто довольно простое, и, наверно, возможно было бы поставить его более понятно, направляя внимание зрителя в нужное русло.
Конечно, для того, чтобы сделать действительно хороший спектакль, достаточно хороших танцев и радующего глаз художественного оформления (даже если мы не будем упоминать о сцене кораблекрушения, где буря и волны казались настоящими). Надо отдать должное труппе: постановка такого сложного балета удалась так хорошо. В «Корсаре» столько бутафории, как в балетах Аштона, и кажется, что в любой момент действия на сцене находится около 1257 человек. Для тех, кто не разбирается в греческой и турецкой истории или в представлениях об обычаях гарема, бытовавших в XIX веке, это совершенно незнакомый мир, в который его просят поверить. Но труппа танцевала так, будто верила в то, что происходит. Спасибо господам Ратманскому и Бурлаке за то, что они разглядели что-то в таком старом балете и вернули его к жизни.
Александра Томалонис
Сайт: DanceViewTimes
Перевод Александры Мельниковой