Восхитительный «Дон Кихот» Большого балета
10 июня 2009 г., Чепел-Хилл, Северная Каролина. Центр исполнительских искусств Каролины воплотил в реальность мечту, идущую настолько дальше наших представлений, что в это даже трудно поверить. Большой балет в Мемориальном зале! Легендарный русский театр, место зарождения и оплот классического балета, начал серию из четырех представлений в Северной Каролине с исполнения своей собственной, несколько переработанной версии «Дон Кихота» Мариуса Петипа. Премьера оригинальной версии балета прошла в Москве в 1869 г. Этот довольно продолжительный трехактный балет поставлен на прекрасную музыку Людвига Минкуса, сочиненную специально для него. 60 музыкантов Симфонического оркестра Северной Каролины под управлением дирижера Павла Сорокина наполнили зал восхитительной музыкой, в то время как на сцене танцовщики демонстрировали грандиозное, великолепное искусство танца, которое и дало название этой труппе — в переводе оно означает «большой» или «великий» и обозначает величие труппы в этом величайшем из искусств.
В Беркли — месте первой остановки труппы в нынешних гастролях по трем городам США, спектакль труппы получил неоднозначную критику, а в этой постановке великолепно все! Даже если бы этот балет танцевали на пустой сцене, в репетиционной одежде и вообще танцовщики похуже, он бы все равно оставался захватывающим — своим невероятно насыщенным действием в сочетании с детализацией каждого его события, такая своего рода вышивка по вышивке. Исполнителями же балета были одни из лучших танцовщиков на этой планете, а представление проходило не на пустой сцене, а в удивительном мире по ту сторону рампы. И никакого намерения сломать четвертую стену: нам было дано высочайшее удовольствие смотреть через нее на параллельный мир — мир, до которого нельзя дотронуться, а можно только поглощать глазами. Искусно выполненные декорации, яркие, красочные костюмы, великолепно поставленный свет, мягко льющаяся музыка, танцовщики, похожие на ожившие статуи, — все это рождало величайшее эстетическое переживание.
Прима-балерина Мария Александрова в партии Китри просто опьяняла публику красотой линий, искусной точностью, великолепным прыжком и жизнерадостным образом своей героини. Она пленяла зрителей с самого первого выхода. Когда видишь ее фуэте с продвижением по крутой диагонали, или ее па де бурре назад, когда она, как заправский слаломист, проходит между расставленными на сцене ножами, или то, как она бросается, рассекая воздух, на руки Базилю, ты уже готов сделать все что угодно, лишь бы увидеть это еще. (Самые дорогие билеты на спектакль стоили $160, и уже после 2 минут ее танца это казалось удачнейшей сделкой века.) Ее Базилем во вторник был юный «возмутитель умов» Иван Васильев, который делает такие вещи, которые я никогда не видела, более того, даже не думала, что это физически возможно. Он, как ласточка, разрезает ногами воздух в полете перед тем, как четко приземлиться в определенном луче прожектора, чтобы опуститься на одно колено перед Китри, а затем снова подняться, словно гейзер, и поднять партнершу над головой — одной рукой. Но то, что делает балет таким удивительным — это способность передавать психологическую правду языком человеческого тела, не искажая ее двусмысленностью слов. И это была правдивая история о молодом человеке и его любви — блестящее и прекрасное объяснение того, почему люди непрестанно ее ищут.
Также стоит особо отметить невесомую Чинару Ализаде, которая танцевала одну из подруг Китри и вторую вариацию в гран па, Анну Антропову — невероятно гибкую исполнительницу цыганского танца и Екатерину Шипулину, которая танцевала Повелительницу дриад, появляющуюся во сне Дон Кихота во втором акте. Шипулина невероятно элегантна, и ее было очень приятно увидеть в классической пачке (вместе с другими танцовщицами), особенно после предыдущей сцены, которую танцевали в длинных юбках. Екатерина Шипулина исполнит партию Китри 11 июня и партию Одетты-Одиллии в Лебедином озере 13-го.
Кейт Доббс Ариайл
Сайт: Classical Voice of North Carolina (www.cvnc.org)
Даже у Большого балета бывают не самые вдохновенные спектакли
Большой балет представил свою собственную версию самого известного в мире балета — «Лебединого озера» — в переполненном Мемориальном зале Университета Северной Каролины 13 июня, на первом из двух спектаклей, завершающих выступления великой русской труппы в Чепел-хилл (приглашение Большого театра в Северную Каролину — заслуга Центра исполнительских искусств Каролины). Большой балет танцевал в сопровождении Симфонического оркестра Северной Каролины под управлением дирижера Большого театра Павла Сорокина, и оркестр исполнил эту роскошную музыку очень живо и ярко. Это был незабываемый вечер, но не совсем такой, какой я ожидала.
Возможно, мои ожидания были слишком завышены. Я влюбилась в балет, когда, будучи 5-летней девочкой из северо-западного Арканзаса, увидела один местный концерт, и сразу же стала донимать своих родителей балетом. И так получилось, что мое наваждение совпало с первыми гастролями Большого театра в США в 1959 г. Несмотря на то, что труппа приезжала из Советской России, «из-за железного занавеса», она была всемирно известной, и она будто возродила любовь к русскому классическому танцу в американской культурной среде. Я танцевала в гостиной под ужасную по качеству запись фантастической музыки Чайковского и мечтала увидеть прима-балерину Большого театра Майю Плисецкую в роли Белого и Черного лебедя. Более недавней мечтой было увидеть в этой роли Нину Ананиашвили. И сейчас, через 50 лет, я, наконец, увидела, как Большой танцует «Лебединое озеро» и — еще одна маленькая личная радость — в том самом театре, где я , еще школьницей, впервые услышала симфонический оркестр «живьем».
Но я должна с сожалением отметить, что даже у такой великой труппы, как Большой балет, бывают не самые вдохновенные спектакли. Все танцовщики были красивы и прекрасно выучены, некоторые исполнители второстепенных ролей были просто идеальны. Но настоящей магии, которая возникла с первых же минут «Дон Кихота» тремя днями раньше, на этот раз не было, хотя Денис Медведев в роли очаровательного Шута делал все возможное, чтобы вызвать ее. Он был великолепен, как и Павел Дмитриченко в партии Злого гения и Анна Леонова в партии Испанской невесты. Остальные танцы были слегка «автоматическими», с оттенком «вызубренности», даже у элегантной Екатерины Шипулиной в партии Одетты-Одилии и Александра Волчкова в партии Зигфрида — он просто не казался ей кем-то дорогим настолько, чтобы суметь разбить ей сердце. Невозможно, чтобы каждое представление такого популярного балета, как «Лебединое озеро», было исполнено вдохновения, так что хорошо, что визуальная часть самого балета настолько восхитительна.
Единственное место, где вы сможете увидеть столько же лебедей в Северной Каролине — это озеро Матамаскет в декабре, но там лебеди не будут столь хорошо выстроены, как эти 32 стройные женщины-лебеди. Я была слегка разочарована несколько приглушенной эмоциональностью спектакля, но неописуемая красота лебединых картин будет согревать мое сердце, пока память мне не откажет.
Кейт Доббс Ариайл
Сайт www.indyweek.com, 15.06.2009
Перевод Александры Мельниковой