Большой возвращается
Большой балет, «Баядерка» Мариуса Петипа
Легендарный московский Большой балет начал свои американские гастроли во вторник вечером (4 июня) в Зеллербах-холле в Беркли. Очевидно, что труппа переживает переходный период, учитывая, что эта озадачивающая постановка «Баядерки» служит визитной карточкой театра. Если вы любите танец и идете в театр, в первую очередь, за ним, то вы не будете разочарованы. Конечно, в постановке могли бы и сильнее проявиться такие качества балета, как связность повествования или детальная характеристика — их здесь недостает.
Странно: всего несколько месяцев назад Мариинский театр, петербургский конкурент Большого показал на этой сцене кульминационный акт того же балета — «Царство теней». Какова причина этого повтора? Из четырех балетов, которые включает гастрольная программа Большого (включая новую постановку «Корсара»), к сцене Зеллербах-холла подошла только «Баядерка», только и всего. И все же, компромиссы при подготовке этого представления «Cal Performances» (одной из последних «приманок» покидающего пост директора Роберта Коула) нельзя игнорировать. Декорации заходят на кулисы (где во время свадебного акта должна находиться семья раджи); траектории падения показались неправильными, и мы отказались от финального землетрясения, которое было упомянуто в печатной продукции к спектаклю, сделав самый мягкий финал «Баядерки» в истории. И все это продолжается больше трех часов.
Это первые американские гастроли Большого при новом художественном руководителе балетной труппы Юрии Бурлаке, занявшем эту должность 1 января после ухода Алексея Ратманского в Американский театр балета. Бурлака — специалист по исторической реконструкции балетов, но он еще просто не успел оказать влияние на спектакли труппы.
Эта «Баядерка», сага о любви, измене и искуплении в сказочной Индии, имеет сложную родословную. Она «присягает в верности» оригиналу Мариуса Петипа 1877 года, но в программке также указано, что это «новая сценическая редакция» 1991 года, осуществленая Юрием Григоровичем, который в советские времена железной рукой управлял Большим на протяжении трех десятилетий. Здесь также есть вливания из постановок Вахтанга Чабукиани, Николая Зубковского и Константина Сергеева. То есть то, что мы видим в итоге — это некий винегрет.
Как обычно, Григорович убрал большую часть оригинальной пантомимы. Он также обошелся без финальной сцены, и сделал «Баядерку» балетом с непрекращающимся танцем. Повествование часто отходит на второй план в угоду зрелищности, и, по правде говоря, в продолжительной сцене свадьбы из второго акта, это даже утомляет: храмовые танцовщики, барабанщики и симпатичные детишки (из балетной школы Сан-Франциско) одни за другими демонстрируют свою виртуозность и удаляются. А ключевой момент сюжета — отравление храмовой танцовщицы Никии ревнивой принцессой Гамзатти, соперничающей с ней за любовь воина Солора, отнесен в самый конец сцены, как какая-то помеха.
Григорович не выносит пустого пространства. Только Солор собирается закурить опиум, только ему должна привидеться картина теней, как сцена наполняется факирами, которые исполняют танец со свечами, совершенно здесь не необходимый. У Большого есть зрители, которые сочтут это вершиной искусства балета, и им, естественно, понравится каждая минута спектакля. Но досадно, что Область залива Сан-Франциско так и не увидела изменений, привнесенных Ратманским за его слишком короткий период руководства Большим. Бурлаку ждет большой объем работы.
И после всего этого — картина «Тени», где 32 танцовщицы спускаются к рампе в arabesque penchee, — и критика обезоружена. Если судить по спектаклю, который прошел во вторник (а «Баядерка» будет идти до воскресенья), в танце труппы Большого чувствуется новая утонченность. Именно в картине «Тени», с гармоничными линиями, великолепной работой на пальцах и искусными developpes мы видим образ балетного рая. И даже раньше: бодры и дух, и плоть. Те полуодетые факиры, может быть, и лишние, но они вызвали настоящий фейерверк.
К счастью, на этот раз, Большой привез в Беркли нескольких своих лучших танцовщиков. Отметим, однако, что выступление Андрея Уварова, одного из объявленных Солоров, было отменено из-за его болезни, и его спектакли разделят Николая Цискаридзе и Александр Волчков. На спектакле, прошедшем во вторник, состоялся давно откладываемый дебют Светланы Захаровой в Области залива Сан-Франциско. Ее необыкновенно длинные руки и ноги и тонкий корпус уже легенда. Она также наделена внушительным прыжком, чистыми линиями и приятной сдержанностью жеста. И все же заметен некоторый оттенок расчета, проработанности роли, а также отсутствие той чувствительности, которая должна характеризовать Никию. Но в па де де из картины теней — ключевом моменте в роли, она заметно смягчается.
Жизнерадостное очарование и виртуозность дивной Марии Александровой были отмечены еще в предыдущие приезды труппы Большого сюда в Южную Калифорнию. Она всегда харизматична и обаятельна, благодаря необыкновенным epaulement и эмоциональности, и к счастью, она отказалась от большинства «злодейских» жестов, которые обычно связаны с ревнивой Гамзатти. (Александрова «переключится» на роль Никии в воскресенье утром). В первом акте Цискаридзе вылетает на сцену с прямотой и стремительностью стрелы, настраивая зрителя на великолепное представление. Но получается не совсем так: техника соперничает с манерностью и, несмотря на великолепные моменты, в исполнении присутствует некий нарциссизм. Цискаридзе едва замечает, как змея кусает его возлюбленную Никию, а поглощенность героя самим собой не идет на пользу драматической достоверности спектакля. И я не думаю, что можно за это винить Григоровича.
Мальчик-символ нового Большого, Иван Васильев, исполнивший вариацию Золотого божка из второго акта (хореография приписывается Зубковскому), с его стремительным вращением и полетными прыжками через сцену наводил на мысль, что над миром балета будет господствовать он. Участие кордебалета здесь отвлекает от главного, о чем можно пожалеть, но когда Васильев рассекает воздух в прыжках, вы, возможно, кордебалет и не заметите. Большой похвалы достойны исполнительницы трех вариаций в картине теней (Екатерина Крысанова, Анастасия Горячева, Нелли Кобахидзе) в третьем акте; а вариации эти — одни из самых трудных в любой постановке «Баядерки».
Декорации, выполненные Валерием Фирсовым и Николаем Шароновым по эскизам оригинальных, отличаются старомодной пышностью, а некоторые костюмы Николая Свиридчикова кажутся странными; как вам эти лавандовые одежды Гамзатти и Солора в сцене свадьбы? В оркестровой яме — Симфонический оркестр Беркли, который под управлением Павла Клиничева играл с усердием (хотя и с некоторыми интонационными проблемами).
Алан Ульрих
Сайт VoiceofDance.com, 05.06.2009
Большой дает нам насладиться полной версией «Баядерки»
Здесь на западе мы обычно выбрасываем две трети «Баядерки» Петипа, сразу же переходя к бессюжетной поэзии сцены «Царство теней» с 32-мя балеринами в божественно белом. В конце концов, это же не Чайковский, а легкая музыка Минкуса. Да и сюжет, представляющий собой вариацию на вечную балетную тему: мальчик любит девочку, мальчик предает девочку, та погибает, мальчик горюет (на этот раз в вечной истории участвуют индийские раджи и прекрасная храмовая танцовщица) — далеко не Шекспировский.
Но полная версия «Баядерки» в исполнении Большого балета России, который начал свои гастроли по стране во вторник в Зеллербах-холле в Беркли и продолжит танцевать трехактную «Баядерку» до воскресенья (при содействии «Cal Performances»), захватит самого черствого поклонника балета. А роскошь спектакля не всегда там, где ожидаешь.
Самая очевидная роскошь постановки — в ее масштабе. Как уже неоднократно было сказано, название театра переводится как «большой». Козыри этой постановки 1991 года, осуществленной Юрием Григоровичем, — большие, шикарные декорации (по оригинальным 1877 года) и бесконечная процессия красиво выстроенных танцовщиков. А еще настоящая роскошь — видеть такую уникальную балерину, как Светлана Захарова. Во вторник она была великолепна, ее длинное тело — соблазнительно змееподобным, а обреченная Никия в ее исполнении — величественна, но не высокомерна.
Будучи американкой, а, значит, привыкшей к постановкам, крайне небрежным к драматической составляющей балета, я была более всего поражена роскошью хорошей игры. Мария Александрова была восхитительна в роли Гамзатти, ревнивой соперницы Никии, сила ее мощного танца была в абсолютной гармонии с непокорной силой ее пантомимы. И каждый, казалось бы, второстепенный персонаж, начиная с «каменного» Великого брамина в исполнении Андрея Ситникова до темпераментого Раба в исполнении Егора Хромушина помогал ей в раскрытии сюжета.
Да, Нуреевская постановка балета Парижской оперы яснее указывает на предателя, когда змея кусает Никию. Да, здесь надо прочитать краткое содержание в программке, чтобы знать, что происходит (но почему бы зрителям не проделать небольшую «домашнюю работу»?). Важно то, что эти танцовщики — и особенно виртуозная и чувственная Захарова — верят в то, что они изображают.
Иронично, что в Баядерке Большого меня менее всего удовлетворил сам танец. Кордебалет Большого физически и технически внушителен, и известен как более порывистый, чем его конкурент из Мариинского. Во вторник стиль исполнения во втором акте был энергичным, но неровным. И самым большим разочарованием была финальная картина «Тени», когда предатель Солор пытается забыть свое горе с помощью опиума и видит бесконечную вереницу похожих на Никию теней, спускающихся с гор в arabesque penchee.
Кордебалет Большого казался напряженным и неестественным, танцовщицы не наклонялись вперед перед тем, как отвести руки назад в cambre. А в результате — скорее воинственность, чем поэзия. Не помог здесь и Солор Николая Цискаридзе, неубедительный в своем раскаянии. Но потом появилась Захарова, в своем собственном Элизиуме, такая чуткая к мелочам: вот она почти дотрагивается до плеча Солора перед тем, как сделать тур без поддержки партнера. Она создает свое собственное небо в удивительно земной «Баядерке».
Рэйчел Ховард
Сан-Франциско кроникл, 06.06.2009
Большой балет лучше, чем когда-либо
Если вы еще не слышали: русские приехали! Во вторник Большой балет начал свои американские гастроли с незабываемого представления балета «Баядерка» в Беркли.
Действие балета происходит в Индии. «Баядерка» — это история о любви великого воина Солора к храмовой танцовщице Никии, о людях и обстоятельствах, их разлучающих. Это могла бы быть обычная любовная история, но Большой театр, несомненно, воздал ей должное.
Костюмы и декорации сделаны с размахом. Но как бы то ни было, самым ярким впечатлением оказалась актерская игра танцовщиков, то, как точно они передавали страсти и мучения, испытываемые персонажами. Особенно в конце первого акта, в сцене между Никией и невестой Солора Гамзатти (в исполнении Марии Александровой): одни только выражения лиц были насколько «говорящими», что движения уже казались ненужными.
Светлана Захарова, обладательница фантастических линий, превосходно исполнила роль Никии. Во втором акте ее изящество было неотделимо от ее способности передавать душевные движения своей героини. Что касается мужчин, то Антон Савичев в партии Магедавеи и Иван Васильев в партии Золотого божка своей атлетичностью и мощным сценическим обаянием переключили все зрительское внимание на себя, перещеголяв своими tour jetes сдержанного Солора Николая Цискаридзе.
«Царство теней» — несомненно, одно из наиболее блестящих и всеми любимых творений хореографа Мариуса Петипа. Но в спектакле Большого эта картина показалась слишком отличающейся по настроению от самого спектакля. В первых двух действиях балета было столько энергии и жизненной силы, что финальный акт со своим спокойным настроением казался несопоставимым с ними. Эмоции уже не ощущались так, как раньше. И все же, хорош был весь спектакль, и, определенно, его стоит посмотреть.
Лиза Хэмптон
Сан-Франциско экземинер, 06.06.2009
Большой балет. «Баядерка»
Всегда приятно пользоваться огромным вниманием публики уже в начале гастролей, как это произошло с нынешними гастролями Большого театра. Русские танцевали «Баядерку» в Зеллербах-холле с 4 по7 июня, среди основных «приманок» — Светлана Захарова, Николай Цискаридзе и Иван Васильев. А в воскресном спектакле главные партии исполнили Надежда Грачева и Александр Волчков, Екатерина Шипулина танцевала Гамзатти (уже в третий раз), а Денис Медведев — Золотого божка. Симфоническим оркестром Беркли дирижировал Павел Клиничев, обеспечив идеальный музыкальный «фундамент» для 94-х артистов, 74 из которых — кордебалет.
Помимо истории Большого театра, биографий директора и художественного руководителя балетной труппы, в буклете была информация только о примах, премьерах и ведущей солистке Екатерине Шипулиной. Биографические заметки включали в себя сведения об образовании, преподавателе (а затем педагоге-репетиторе), список исполненных ролей, полученные награды и завоеванные на конкурсах призы. Некоторые партии на протяжении всех пяти спектаклей исполнял один и тот же артист, другие же артисты танцевали по два или три спектакля. Нелли Кобахидзе исполняла третью вариацию в картине «Тени», Алексей Лопаревич и Анастасия Винокур — характерные роли раджи Дугманты и невольницы Айи соответственно.
В буклете также говорилось, что в балет включены сцены из постановок Вахтанга Чабукиани, Николая Зубковского, Константина Сергеева, какая сцена из какой постановки пришла при этом не уточнялось. Декорации и костюмы были выполнены «по эскизам художников первой постановки (1877), восстановлены Валерием Фирсовым, Николаем Шароновым (декорации) и Николаем Свиридчиковым (костюмы)». Держу пари, что царю нравились открытый костюм Никии из сцены помолвки и женский костюм для танца с барабаном!
Декорации, слегка «притесняющие» танцовщиков (учитывая размеры сцены Зеллербах-холла), были на грани аутентичности и сочетали в себе массивность и атмосферу уединенности. Но пачки и обнаженные животы танцовщиц не имели никакого отношения к баядеркам или к Империи Великих монголов, которая, возможно, и дала идею для либретто балета.
Эпоха, в которую балет был создан, отличалась не только романтическим взглядом на азиатские культуры: в этот период шла серьезная экспансия России в Центральную Азию, которая привела к столкновению с Британской империей за господство над индийским континентом. Это противостояние известно под названием «Большая игра», и «Баядерка» — одно из свидетельств о нем.
Спектакль начинается с того, что на краю тропического леса, во дворе индуистского храма, у священного огня собирается группа факиров. Антон Савичев в партии факира Магедавеи, с его впечатляющими прыжками на месте, с перемещением и поворотами, был будто единым целым с колеблющемся пламенем. Великий брамин (Александр Фадеечев) выходит к священному огню в окружении жрецов и баядерок. Никия (Надежда Грачева), главная баядерка, пробудившая страсть в великом брамине, отвергает его. Через Магедавею Солор (Александр Волчков) назначает Никии встречу и клянется ей в любви у священного огня. За ними наблюдает великий брамин, который клянется отомстить.
Первый акт, за исключением танца факиров, весь оставлен Никии, чтобы балерина сразу могла произвести впечатление на публику, что Грачева и сделала своими высокими жете, скульптурными пор де бра, выразительным, правильным лицом с огромными живыми глазами.
Даже если не знать, сколько Грачева уже танцует эту партию, очевидно, что образ героини получился очень цельный. Этого можно было бы ожидать, учитывая, что она была последней ученицей Улановой, а сейчас работает с Мариной Кондратьевой, такая впечатляющая «родословная» — настоящая роскошь, редкая в США.
Александр Волчков принадлежит к тому типу высоких и худощавых молодых людей, которые, кажется, составляют всю труппу Большого театра: танцовщики с физикой конца 50-х явно в дефиците. Волчков хороший партнер, у него ясная пантомима, четкие двойные туры и жете. Денис Медведев в партии Золотого божка впечатлил турами a la seconde с последующим выведением опорной ноги в пассе и прыжками a la seconde, от которых просто дух захватывало.
Екатерина Шипулина, балерина с идеальными пропорциями, в партии Гамзатти поразила публику уверенностью, блестящей техникой и тем, как она набрасывала портрет избалованной дочери раджи, которой папочка обещал очередной подарок. Упрямство героини было очевидно, когда она сжимала свои красиво очерченные губы, приняв решение уничтожить Никию. В конце концов, баядерка, несомненно, происходит из низшей, чем кшатрии, касты! И тот факт, что она осмелилась, защищая свое право на Солора, напасть с кинжалом на дочь раджи прямо во дворце, доказывает это!
В длинной сцене помолвки во втором акте один «вкусный» танец следовал за другим. И все же это казалось немного странным для культуры той страны, в которой происходит действие балета, да и по отношению к сюжетной линии тоже. Двадцать танцовщиц в пачках танцевали с веерами и попугаями перед танцем в барабаном, в котором Ксения Сорокина в костюме, похожем на бикини с развевающимися полосками ткани, танцевала с Павлом Дмитриченко, Александром Водопетовым и группой танцовщиков в воронено-черных париках. Вариацию Ману (танец с кувшином) исполнила одна танцовщица в сопровождении двух девочек, упрашивающих дать им воды.
Несчастная Никия танцевала перед помолвленной парой и раджой, который проявлял удивительное пренебрежение и явное безразличие к положению Никии, и это делало всю роскошь обряда еще более унизительной для нее. Маленький черный лиф и средне-восточные шаровары мало что добавили к экспрессивному портрету Грачевой, она с большой долей лиризма изображала горе Никии, роковой укус и агонию героини; ее железная техника была очевидна так же, как и легкость, достигнутая часами репетиций и отделки роли.
«Царство теней» было предварено небольшой картиной в спальне Солора: пораженный смертью Никии герой выходит на сцену, его утешают факиры. Выкурив кальян, он предается мечтам, где вновь видит Никию. И вот «скалистая» декорация с наклоном для знаменитого неспешного спуска баядерок — белой сцены, зачастую оказывающейся лучше второго акта «Лебединого озера».
Три вариации исполнили Екатерина Крысанова, Анастасия Горячева и уже упомянутая Нелли Кобахидзе. Вариации чертовски сложные, но были исполнены очень хорошо. Кобахидзе четко артикулировала смену позиций и поражала своим апломбом. Столь же впечатляющей была встреча Солора и Никии, выделяющаяся тем, что фрагмент с шарфом здесь начался в правой нижней части сцены (во многих виденных мной версиях он начинался в левом верхнем углу сцены).
И естественно, в финале была вполне заслуженная стоячая овация, обмен поцелуями и протягивание традиционной розы партнеру.
Балет Сан-Франциско предоставил для спектакля 10 юных учеников, которые носили опахала, заполняли время и пространство во время переодеваний и перемен, участвовали в церемониях. Задание было непростое, но юные честолюбцы им явно наслаждались. Одна из учениц была совершенно ошеломлена предоставленной ей возможностью, и поэтому делала все не вовремя и не синхронно с остальными девятью детьми. Но из-за этого приключения она явно будет пребывать на седьмом небе от счастья большую часть лета.
Рене Ренуф
Ballet.co Magazine, 08.06.2009
Индия Джонс
Малое может быть прекрасным — так же, как и большое, особенно если это слово написано по-русски — «Большой». Московская труппа показывает «Баядерку» — историю о любви и мести, действие которой происходит в Индии. Ее ориентализм заставит содрогнуться политкорректных зрителей, но сам балет вызвал настоящую бурю восторга балетоманов, которые просто переполняли зал Зеллербах-холла на недавних представлениях Большого балета.
Спектакль масштабный и даже громоздкий. А эти необыкновенно высоко прыгающие «индийцы» и факиры, кажется, пришли прямиком из фильмов Сесила де Милля. Огромное в этом балете все: скорость, прыжки, элевация. Эта чрезмерность впечатляет и забавляет, хотя и немного замедляет действие самого спектакля.
В сцене свадьбы номера развлекательного характера следуют один за другим: танец с веерами, детский танец, танец с попугаями, танец с кувшином (Ману) в исполнении энергичной Чинары Ализаде и Золотой божок (Иван Васильев), замирающий в воздухе в позе сидящего Будды.
Для па де де главной пары в переполненной сцене почти не осталось места. А в финале невеста (Мария Александрова) увенчивает собой пирамиду из танцовщиков.
«Баядерка» — пожалуй, единственный балет, в котором две балерины пытаются убить друг друга, бросаясь в grand jete со стремительностью снаряда. Борьба между волевой Гамзатти (Мария Александрова) и Никией (Светлана Захарова) вносит в балет долгожданный дух драмы. Мужчина, за которого борются героини — знатный индийский воин Солор (Николай Цискаридзе). Цискаридзе — немного поглощенный собой, но очень яркий танцовщик — по скорости, элевации, баллону.
Гамзатти Марии Александровой проходит путь от юной девочки до мстительной жены — роль отличается не только прекрасной манерой исполнения, но и тонкой нюансировкой. С переплетенными руками и необыкновенно певучим телом, Никия Светланы Захаровой была похожа на трепещущее пламя. Но в этой спине, в этих стопах определенно есть и сталь. И, наконец, главная картина балета, его душа и сердце: 32 танцовщицы в пачках спускаются в арабесках к рампе. Сцена Зеллербах-холла слишком мала для этой картины, из-за чего линии кордебалета не всегда совпадали. Но когда, будто по волшебству, танцовщицы сливались в сияющий белый монолит, сердце просто замирало.
Рита Фельчиано
Сан-Франциско Бэй гуардиан, 10.06.2009
Перевод Александры Мельниковой