Третий, последний в этом сезоне концерт камерного абонемента Большого театра посвящен творчеству одного из самых выдающихся советских композиторов — Георгия Свиридова.

01.06.2009

Третий, последний в этом сезоне концерт камерного абонемента Большого театра посвящен творчеству одного из самых выдающихся советских композиторов — Георгия Свиридова. В программе, по уже сложившейся традиции, как инструментальные произведения, так и ансамбли с участием певцов. Как и в первом концерте камерного абонемента, который был посвящен Глинке, партию фортепиано исполнит музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра Александр Ведерников.

В первом отделении прозвучит Фортепианное трио. У Георгия Свиридова сравнительно немного чисто инструментальных произведений. Тем не менее, это трио заслуженно пользуется любовью как исполнителей, так и слушателей. Оно было написано в 1945 г., а в 46-м композитор был удостоен за него Сталинской премии. Другой великий русский композитор, старший современник Свиридова Николай Мясковский так отозвался об этом сочинении: «...Произведений этого жанра в русской музыке вообще немного, и потому появление ценного по качеству и нового трио Г.Свиридова необходимо должным образом оценить... Оно написано с подлинным темпераментом, отлично сделано с технической стороны, интересно инструментовано (хотя и не без вычурностей), а главное — свежо по замыслу и очень образно. Последнее придает сочинению большую жизненность и потому, мне думается, обеспечит ему прочную судьбу в исполнительской практике».

Наследие Георгия Свиридова предоставляет исполнителям богатейший выбор великолепных вокальных циклов — сочинений, объединенных не только музыкальными, но и поэтическими идеями. Для исполнения во втором отделении концерта Александр Ведерников выбрал два: «У меня отец крестьянин» для тенора, баритона и фортепиано на стихи Сергея Есенина и «Петербургские песни» для сопрано, меццо-сопрано, баритона, баса, скрипки, виолончели и фортепиано на стихи Александра Блока.

В этом концерте участвуют солисты оперной труппы Большого театра, для которых исполнение камерного репертуара — важный опыт и возможность раскрыться для слушателей с неожиданной стороны. А что касается дирижера Александра Ведерникова (хорошо известного публике именно в этом качестве), то своей пианистической карьере он тоже уделяет немало внимания и регулярно проводит время за роялем (в том числе и работая с певцами в театре). Солисты оркестра Ирина Петухова (скрипка) и Борис Лифановский (виолончель), принимающие участие в концерте, начинали именно как музыканты камерные. В составе «Академ-трио» вместе с пианистом Яковом Кацнельсоном они выиграли несколько международных конкурсов и в течение девяти лет активно концертировали таким составом.