Большие события в опере — у себя дома
Долго ждать не пришлось: показанный в Пале Гарнье в сентябре прошлого года, «Евгений Онегин» Чайковского в постановке Дмитрия Чернякова уже выпущен на DVD (компанией Bel Air).
Необыкновенная удача, ведь речь идет о спектакле во всех отношениях незабываемом. Привезенный Большим театром (со всей московской труппой — солистами, хором и оркестром включительно), в зрительном зале он нас буквально потряс. И сохранил все свое эмоциональное напряжение на экране.
Расчет Чернякова был прост: спектаклю надлежало продемонстрировать, что, если даже наряжаясь в ультрасовременные костюмы, банальная режиссура все равно останется банальной, то и не снимая классических костюмов, она может быть совершенно небанальной и современной. Он работает как настоящий театральный режиссер, способный вдохнуть жизнь в своих актеров-певцов даже в замкнутом пространстве: действие его «Онегина» разворачивается в столовой, где светское общество, достойное мадам Вердюрен, убивает время вдали от всех мировых потрясений и бурь.
Татьяна там совершенно одна, отделенная от всех своими романтическими мечтами. Ради общей картины несколько принужденно видоизменяется иногда партитура — так, куплеты, обыкновенно исполняемые месье Трике, доверены Ленскому. Трогает каждый взгляд, каждый жест. И абсурдность дуэли между Онегиным и Ленским редко когда была показана так наглядно, как с помощью этого случайно прогремевшего выстрела. Распределение ролей ценно скорее единством команды, нежели блеском собранных индивидуальностей, при том, что исполнение безраздельно отдающейся своей роли Татьяны Моногаровой, безусловно, производит сильное впечатление. Большое событие в жизни театра попало на экран.
Кристиан Мерлен
«Фигаро», 16.4.2009