Художественный руководитель концерта Алексей Гориболь рассказывает, что программа эта возникла как некая дополнительная краска гастролей Большого театра в Риге, прошедших в июне 2008 г.
— Выяснилось, что в Риге будет свободный день — так почему бы не провести камерный концерт? В репертуар гастролей входили оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского и «Дети Розенталя» Л. Десятникова, и было решено, что и концерт следует составить из сочинений этих композиторов. Так что в какой-то степени сочетание этих двух имен случайно — точнее, продиктовано логикой гастролей. Однако музыкальному руководителю Большого театра Александру Ведерникову этот концерт так понравился, что он захотел включить его в программу камерного абонемента Большого театра в Малом зале Московской консерватории.
(Действительно, Александр Ведерников считает, что Леонид Десятников — композитор, который крепко связан с музыкальными традициями XIX века).
Алексей Гориболь:
— Необычность или неочевидность «объединения» Чайковского и Десятникова — кажущаяся. Я знаю, что Леонид Аркадьевич очень трепетно относится к музыке Чайковского. И это не просто слова, подтверждения тому можно найти и в музыке Десятникова. Недаром столько пленительных страниц оперы «Дети Розенталя» — может быть, самых пленительных в этой опере, — посвящены именно Чайковскому. Кстати, в этом концерте будет исполнен вокальный квартет «Ночь» — предпоследнее сочинение Чайковского. В одном из номеров «Детей Розенталя» есть очевидные аллюзии на это произведение.
К сожалению, эти вокальные ансамбли Чайковского исполняются редко. Однажды я уже говорил о том, что для их исполнения требуется соединение двух факторов. Это хороший оперный театр, где и голоса найдутся, и певцы захотят расширить художественный кругозор и «поле» своего творчества, — и заинтересованный пианист, который будет готов взять на себя подготовку такого концерта, а заодно и значительную часть ответственности за исполнение. В нашем случае оба этих фактора счастливо объединились.
Часть произведений, которые будут исполнены в этом концерте, изначально написаны Леонидом Десятниковым в расчете на Гидона Кремера. И тут просто невозможно не отметить мастерство замечательных скрипачей Большого театра Алексея Лукирского и Ирины Петуховой, которые прекрасно справляются с этими сочинениями. Наше сотворчество доставляет мне очень большое удовольствие, и я нахожу, что их игра, безусловно, очень ярко раскрывает музыку Десятникова. Не менее приятно музицировать и с солистами оперы Большого театра. Вообще этот концерт представляется мне очень интересным как с точки зрения программы, так и с точки зрения исполнительского состава. Если будет такая возможность, я был бы не против вслед за Ригой и Москвой повторить его и где-нибудь еще.
Борис Лифановский