Уже в течение нескольких лет существует филармонический абонемент симфонического оркестра Большого театра. В рамках этого абонемента оркестр Большого представил множество программ, подарил московским слушателям встречи со многими замечательными дирижерами и солистами (в некоторых случаях это было первое знакомство) — и, таким образом, сделал этот абонемент привычной частью московской музыкальной жизни. Но в этом сезоне театр выступил с новой инициативой, которая, хочется верить, через некоторое время также станет традицией: Большой представляет своих певцов и артистов оркестра в камерном репертуаре. В Малом зале Московской консерватории, на лучшей камерной эстраде Москвы, пройдут три концерта, которые объединены в новый — камерный — филармонический абонемент Большого театра.
Инициатором создания этого абонемента стал музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра Александр Ведерников, который по нашей просьбе сам и прокомментировал свое начинание:
— Это очень естественная мысль. Певцы и музыканты Большого театра должны иметь возможность проявлять себя в разных жанрах. И если многие артисты оркестра и без того периодически исполняют камерную музыку, то вот у певцов такая возможность есть далеко не всегда. Зато и у тех, и у других явно есть очень большое желание это делать.
А Большой театр — хотя бы просто в силу того, что он большой и объединяет разнообразные артистические силы, — может представить слушателям не только традиционные, но и свободные камерные составы, благодаря чему в концертах будет звучать очень редко исполняемая музыка. Яркий тому пример — первый концерт нашего абонемента, посвященный Глинке. В нем прозвучит музыка для хора и солистов с фортепиано. Или трио для кларнета и фагота с фортепиано... Все это очень хорошая, но редко исполняемая музыка — и не звучит она именно потому, что трудно бывает собрать всех необходимых исполнителей. Может быть, наша публика пока даже не осознает, что у нее есть потребность в такой музыке. Но после нескольких подобных концертов она обязательно это поймет.
Маэстро Ведерников является не только идеологом этого абонемента. Он примет непосредственное участие в концертах — в качестве пианиста. Он же предложил и первую тему абонемента текущего сезона — это русская музыка. В нынешнем сезоне в концертах будут представлены произведения двух композиторов XIX века — Михаила Глинки и Петра Чайковского и двух композиторов XX века — Георгия Свиридова и Леонида Десятникова.
Во время прошлогодних гастролей в Риге солисты оперы и артисты оркестра Большого театра выступили с концертом из произведений Чайковского и Десятникова. «Идея этого объединения мне показалась очень удачной, — говорит Александр Ведерников. — Чайковский с Десятниковым прекрасно „ужились“ в одной программе. Да и в принципе, в абонементе, посвященном русской музыке, процентов тридцать ХХ века вполне уместно».
Третий концерт цикла будет отдан сочинениям Георгия Свиридова.
Александр Ведерников: «
И Десятников, и Свиридов — композиторы, которые связаны с традицией XIX века. Если бы в этом абонементе присутствовали, например, Лурье или Рославец, наверное, можно было бы удивляться. Но в данном случае налицо явная преемственность».
Борис Лифановский